«Войны в Украине можно было избежать», повторяет грузинский премьер Ираклий Кобахидзе. Однако «ряд субъектов сделал все возможное, чтобы способствовать военной агрессии России в Украине», сказал глава правительства Грузии журналистам в Зестафони.
«К сожалению, произошло то, что произошло, и это повлекло за собой разрушительные последствия для нашей дружественной страны Украины. Конечно, любой войны можно избежать. Войну 2008 года можно было легко избежать, войны в Украине можно было избежать, однако определенные силы, т.н. Deep State («Глубинное государство»), глобальная партия войны, сделали все, чтобы война в Украине началась», — заявил премьер-министр, легитимность которого не признают пятый президент Саломе Зурабишвили, оппозиция и часть общественности.
Подобные комментарии Кобахидзе делал и ранее, в том числе накануне, отвечая на вопросы журналиста информационного интернет-издания Business Media. Он также подчеркнул, что развитие украинского сценария в Грузии удалось предотвратить благодаря «Грузинской мечте».
«Шаг за шагом все шло к этой войне. Поскольку мы не делали того, чего требовала радикальная оппозиция, [в Грузии] не произошло то, что произошло в Украине», — сказал Кобахидзе.
Премьер уточнил, что не говорил, что в войне виновата Украина: «Я сказал, что Украина не смогла избежать того, чего можно было избежать», сказал он.
Политический кризис в Грузии
После парламентских выборов 26 октября 2024 года в Грузии развернулся политический кризис, сопровождаемый массовыми протестами, разгонами митингов, задержанием активистов и оппозиционеров.
Согласно экзитполам, проведенным американскими компаниями Edison Research и HarrisX по заказу оппозиционных каналов «Формула» и «Мтавари», четыре оппозиционные партии на выборах в сумме набрали больше голосов, чем правящая «Грузинская мечта», благодаря чему они смогли бы сформировать коалиционное правительство.
По данным Центральной избирательной комиссии Грузии, правящая «Грузинская мечта» набрала 53,93% голосов (89 мандатов), избирательный барьер преодолели еще четыре оппозиционные партии: «Коалиция за перемены» – 11,03% (19 мандатов), «Единство – Национальное движение» – 10,17% (16 мандатов), «Сильная Грузия» («Лело, за народ, за свободу!») – 8,81% (14 мандатов), «Гахария за Грузию» – 7,78% (12 мандатов).
После объявления предварительных итогов ЦИК президент Саломе Зурабишвили и оппозиционные партии заявили, что не признают итоги выборов, а международные партнеры потребовали расследования нарушений. Начались акции протеста с требованием проведения новых выборов. Все оппозиционные партии отказались от работы в парламенте.
В окончательном докладе Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) о парламентских выборах в Грузии указано, что «множество проблем, отмеченных в финальном отчете, отрицательно сказались на целостности этих выборов и подорвали доверие общества к процессу». Согласно оценке наблюдателей, выборы проходили на фоне серьезных опасений по поводу влияния недавно принятого законодательства на основные свободы и гражданское общество; снижения независимости институтов, участвующих в избирательном процессе; давления на избирателей, что в сочетании с событиями в день выборов подорвало возможность некоторых избирателей голосовать без страха репрессий.
28 ноября однопартийный парламент утвердил обновленный состав правительства, представленный «Грузинской мечтой», во главе с премьером Ираклием Кобахидзе. В тот же день Кобахидзе объявил о снятии с повестки дня до 2028 года вопроса переговоров о вступлении Грузии в Европейский Союз.
Заявление Кобахидзе спровоцировало стихийные митинги в Тбилиси и других городах страны. Граждане вышли на улицы, выражая несогласие с этим решением и требуя его пересмотра. В первые дни полиция разгоняла митинги с использованием водометов и слезоточивого газа, жестко задерживая и избивая демонстрантов, применяя силу против журналистов. Около 50 человек были задержаны по уголовным делам, в частности, по обвинению в «организации группового насилия». Сотни демонстрантов были арестованы или оштрафованы по административным статьям.
14 декабря 2024 года избирательная коллегия, почти полностью состоящая из представителей «Грузинской мечты», избрала в прошлом футболиста, критика Запада, одного из основателей партии «Сила народа» Михаила Кавелашвили президентом Грузии. Пятый президент Саломе Зурабишвили и оппозиция считают его нелегитимным главой государства, так как в его избрании принимали участие депутаты, вошедшие в парламент после спорных выборов 26 октября.
В декабре «Грузинская мечта» в ускоренном режиме утвердила законопроекты, запрещающие использование на акциях пиротехники и масок, скрывающих лица. Также упрощена процедура увольнения людей по политическим мотивам и т. д. Правозащитники считают новые законы репрессивными и принятыми для борьбы с инакомыслием.
Акции, шествия и протестные забастовки продолжаются ежедневно с 28 ноября. Не прекратились они даже в новогоднюю ночь, когда десятки тысяч граждан заполнили проспект Руставели и накрыли там праздничный стол.
Главные требования оппозиции и Саломе Зурабишвили, считающей себя легитимной главой государства, – новые выборы и освобождение задержанных участников протестов.
Западные партнеры Грузии, за исключением Венгрии, избегают контактов с грузинскими властями и не поздравили «Грузинскую мечту» с победой на парламентских выборах и избранием Михаила Кавелашвили. США, Великобритания, Германия, страны Балтии и Украина объявили о различных санкциях против лидеров «Грузинской мечты», руководителей правительства и МВД, судей и близких к власти бизнесменов. Впервые под санкции, в том числе финансовые, попал миллиардер Бидзина Иванишвили. Кроме того, США приостановили стратегическое партнерство с Грузией. В «Грузинской мечте» надеются на перезагрузку отношений с Западом после инаугурации Дональда Трампа и завершения войны в Украине.
Форум