Accessibility links

Чем запомнился первый визит нового кремлевского куратора в Южную Осетию?


Сергей Кириенко, Алан Гаглоев (коллаж)
Сергей Кириенко, Алан Гаглоев (коллаж)

Новый кремлевский куратор Южной Осетии приезжал в Цхинвал на Пасху. Официального о назначении Сергея Кириенко ответственным за югоосетинское направление до сих пор не объявлено, но де-факто он уже приступил к исполнению полномочий.

Первый визит нового куратора не с пустыми руками – президент России Владимир Путин выделил средства из резервного фонда для поддержки сел и школ Южной Осетии в преддверии празднования 80-летия победы в Великой Отечественной войне. Каждое село и школа республики получат по одному миллиону рублей, предназначенных, в частности, для приведения в порядок мемориалов и памятных мест.

Как указывают местные наблюдатели, этот подарок республике - особый знак внимания российского президента к Сергею Кириенко, указание на особый статус нового куратора.

Сюда же наблюдатели относят указ президента Путина об упрощенном порядке выдачи водительских прав гражданам Южной Осетии.

Для получения российского водительского удостоверения обладателям югоосетинских паспортов не нужно будет сдавать экзамен или проходить обязательное медицинское освидетельствование. Документы будут выдавать в республике без уплаты госпошлины в размере 2 тысяч рублей. Указ был подписан президентом России 17 апреля, то есть перед приездом Сергея Владиславовича в Цхинвал. В республике не считают это случайным совпадением.

Еще один подарок от нового куратора – открытие в Цхинвале филиала российского «Промсвязьбанка», где будут обслуживаться в том числе и российские пенсионеры, проживающие в республике. Социальный фонд РФ будет напрямую перечислять им пособия на банковские карты «Мир» без посредничества югоосетинского «Сбербанка». Таким образом Россия не только создает более комфортные условия для своих пенсионеров, но и берет под контроль их пособия.

Наконец, еще до приезда в республику, Сергей Кириенко провел рабочее совещание на таможенно-пограничном пункте «Нижний Зарамаг» с участием губернатора Северной Осетии Сергея Меняйло, представителями пограничной и таможенной служб.

Куратор сообщил, что президентом России принято решение о выделении значительных средств на кардинальную модернизацию и реконструкцию пункта – ее пропускная способность вырастет в девять раз.

Сергей Кириенко сам объяснил депутатам парламента, что ситуация в республике оставляет желать лучшего

«Полная реконструкция займёт несколько лет. В этом году будет сдан проект, а в 2028 году будет введён в эксплуатацию кардинально обновлённый пункт пропуска. Его пропускная способность возрастает в разы. Три года ждать долго, поэтому целый ряд вопросов может быть решён быстрее. Для решения проблемы очередей из личных автомобилей уже сейчас будут использоваться полосы для грузового транспорта и автобусов в реверсивном режиме, – сказал Сергей Кириенко, – Двое суток специалисты отработали на пункте пропуска и сегодня доложили, что нашли возможность примерно на 70% повысить пропускную способность, то есть сократить время ожидания людей».

Экс-депутат парламента Роланд Келехсаев в своем телеграм-канале отметил, что визит Сергея Кириенко принципиально отличается от прочих приездов кураторов:

«Не было с его стороны никаких вопросов к местным властям, наподобие «Что вам надо? Как вам помочь?», а наши деятели объясняли бы ему специфику региона и местную проблематику.

Он предупредил эту ситуацию. Никакого «ознакомительного визита». Сергей Кириенко сам объяснил депутатам парламента, что ситуация в республике оставляет желать лучшего. Кириенко продемонстрировал, что осведомлен о наших делах, и приехал с решением целого ряда актуальных для республики проблем».

Поделился Роланд Келехсаев еще одним наблюдением:

«…впервые за всю историю взаимоотношений, наши руководители не посмели попиариться на визите Сергея Кириенко. Никакого «он осмотрел наши объекты и остался доволен», или «Сергей Владиленович выразил удовлетворение тем, как растет, развивается, совершенствуется…»

Столь необычная для наших товарищей сдержанность красноречивее любых слов». Эксперт явно указывает на смятение в рядах югоосетинской бюрократии.

Чего ждать от нового куратора? Кириенко пообщался с парламентариями в закрытом режиме. Со слов депутатов, Сергей Владиленович сообщил парламентариям, что его перебросили на абхазское и югоосетинское направление в связи с тем, что Москве сильно не нравится, как развивается ситуация в республиках. По словам участников встречи, куратор не стал вдаваться в подробности, отметив лишь, что «тенденции плохие», поэтому «будем ими серьёзно заниматься».

Пока республиканское начальство ломает голову над тем, чего ждать и как приспосабливаться, местные спикеры рассуждают о перспективах республики.

До прихода Сергея Кириенко Южная Осетия была под Дмитрием Козаком. Он тоже жесткий администратор. На совещаниях Дмитрий Николаевич гнул Анатолия Ильича в бараний рог. Заставил подписать протоколы по повышению таможенных и налоговых тарифов, обязательства по оптимизации бюджетных расходов. Но при этом было видно, что Южная Осетия его не занимает, она ему не интересна.

До него был суперстар Владислав Сурков. В отличие от Козака - он глубоко погружался в местную тематику, знал названия самых маленьких сел и того же требовал от починенных. В его бытность кураторы среднего звена пешком исходили всю республику. С Владиславом Юрьевичем жители республики связывали большие надежды. Не сложилось…

Рокский тоннель
Рокский тоннель

Почему так?

Часть экспертов считает, что причина в том, что и Козак, и Сурков к тому времени, когда их назначили кураторами, уже давно прошли пик своего влияния. Они, конечно, не были сбитыми летчиками, но все-таки их лучшие времена остались позади. В отличие от них Сергей Кириенко - первый куратор, который находится на карьерном взлете. Это совершено другой уровень и влияния, и мотивации - он заинтересован в достижениях.

При этом, подчёркивают спикеры, не существует никакой стратегии или политики России в отношении своего сателлита.

Россия для РЮО — это люди. Раньше Россией для Южной Осетии был Дмитрий Козак, теперь Россия — это Сергей Кириенко. Иллюстрация к этому тезису – проблема на «Нижнем Зарамаге». Пятнадцать лет у пункта пропуска стояли километровые пробки. Проблема казалась нерешаемой. Теперь вдруг оказалось, что в ближайшее время можно увеличить пропускную способность на 70%, а после реконструкции в 2028 году – в 9 раз.

То же самое в истории с пенсиями. Почему за 17 лет после признания только теперь открылся первый филиал российского банка в РЮО? Санкциями эту историю не объяснить – масса российских банков работает в Крыму и Л/ДНР. Получается, все можно было решить много лет назад?

Другая сторона этой истории, на которую указывают спикеры: для России Южная Осетия — это тоже люди. С приходом нового куратора открывается окно возможностей, когда можно его заинтересовать, увлечь интересными проектами. Период короткий, примерно до полугода. Если куратор поймет, что ловить в республике нечего, он сосредоточится на других направлениях, а в отношениях с Цхинвалом все скатится в «протокольщину»: будут встречаться раз в квартал, фотографироваться и разъезжаться.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG