Accessibility links

Ален Берсе: «Невозможно делать вид, что Иванишвили не играет никакой роли в грузинской политике»


Ален Берсе и Бидзина Иванишвили (коллаж)
Ален Берсе и Бидзина Иванишвили (коллаж)

Генеральный секретарь Совета Европы Ален Берсе стал последним европейским лидером, который встречался в Тбилиси с де-факто правителем страны, миллиардером Бидзиной Иванишвили. Это произошло в декабре, в разгар массовых антиправительственных выступлений в Грузии. Многие в гражданском обществе и оппозиции считают, что власти использовали этот визит для придания себе легитимности – их полномочия ставят под вопрос многие как внутри страны, так и за ее пределами. Президент Грузии Саломе Зурабишвили прямо заявила, что Берсе «не совсем понимает» ситуацию в стране. Журналист грузинской службы Радио Свобода встретился с генсеком Совета Европы в Страсбурге и спросил, зачем он встречался с Иванишвили, что изменила эта встреча и как он воспринял последовавшую за ней критику из Тбилиси.

Ваш визит в Грузию вызвал столько споров! Вы защищали это решение, говорили, что это было правильно. Однако многие критиковали его как придание легитимности правительству, чья легитимность оспаривается. Два месяца спустя ваше отношение к этому решению изменилось?

Не мне решать, легитимизировать выборы или нет. Я отвечаю за то, чтобы посмотреть, что происходит с людьми на месте

– Грузия уже много лет является государством-членом Совета Европы. У нас 46 государств-членов. И я думаю, что смысл многосторонности заключается в установлении контактов, общении друг с другом. И именно поэтому во время визита в Грузию я очень ясно дал понять, что хочу увидеть всех – политических деятелей, а также представителей гражданского общества. И я начал свой визит со встречи с представителями гражданского общества, а также с людьми, которые жестоко пострадали во время демонстраций.

Это не была легитимация выборов, потому что у меня нет таких полномочий. Не мне решать, легитимизировать выборы или нет. Я отвечаю за то, чтобы посмотреть, что происходит с людьми на месте. В Грузии живут почти 4 миллиона человек, и они должны понимать и знать, что они защищены Европейской конвенцией по правам человека, им нужно знать и видеть, что мы присутствуем, чтобы поддержать их европейские устремления. Это главный месседж, которое я хотел донести в Грузии в декабре. И сегодня у меня тот же месседж.

Правительство Грузии дало вам несколько обещаний – это освобождение политзаключенных, расследование нарушений и внесение поправок в закон об «иностранных агентах». Ничего из этого не выполнено. Вы проверяли прогресс?

Полностью прекратить контакты и сказать, что мы не хотим взаимодействовать с Грузией, не поможет

– Нет, но мы очень внимательно это мониторим. По первому вопросу у нас было, я бы сказал, положительное развитие сразу после визита, с некоторыми освобождениями [задержанных]. Однако после, в январе, произошли и некоторые негативные события. Именно поэтому так важно оставаться на связи. Полностью прекратить контакты и сказать, что мы не хотим взаимодействовать с Грузией, не поможет. Все должны понять, что у страны, которая является членом Совета Европы, есть определенные обязательства, прежде всего в области прав человека.

По второму вопросу, расследуя все заявления о злоупотреблениях и применении силы в отношении протестующих, это мы тоже мониторим и можем сказать, что не видим достаточных результатов. У нас был визит представителей Комиссии по правам человека, визит двух содокладчиков ПАСЕ и представителей Комитета по предотвращению пыток.

Но никто из них не сказал ничего положительного о происходящем.

– Именно поэтому так важно быть на связи. Если мы прервем эти контакты, никому ничего говорить не надо будет. Нам есть что сказать, где мы видим проблемы, и мы хотим иметь дискуссию с властями. И последнее по поводу рабочей группы по внесению изменений в закон об «иностранных агентах»: мы договорились о создании такой рабочей группы.

Она работает?

Нам не все равно, что происходит с грузинским народом. Поэтому мы вложили столько сил и мы настолько включены эмоционально – чтобы увидеть прогресс

– Она начинает работать. И знаете, положительный момент: я был там и обсуждал все вопросы со всеми людьми, готовыми со мной говорить. Мое присутствие позволило мне возлагать большие надежды и ожидать, что они оправдаются. А если нет, то у нас будет новая дискуссия. Но вообще не ехать и оставить Грузию в этой ситуации, я думаю, не помогло бы. Нам нужно убедиться, что мы пытаемся и добиваемся прогресса вместе.

Нам не все равно, что происходит с грузинским народом. Поэтому мы вложили столько сил и мы настолько включены эмоционально – чтобы увидеть прогресс. Именно поэтому я приехал. Если не все это понимают, это не моя проблема.

Последний вопрос. Вы сказали, что встретились со всеми заинтересованными сторонами. Вы последний европейский лидер, который встречался с Иванишвили. По чьей инициативе и почему это произошло?

– Знаете, я считаю, что невозможно делать вид, что он не играет никакой роли в грузинской политике. Когда я как генеральный секретарь Совета Европы говорю, что я готов ехать в Грузию и встречаться со всеми действующими акторами, я имею в виду, что я готов встречаться со всеми соответствующими сторонами. Они тоже готовы встречаться со мной. Мы запросили встречу, как и во всех других случаях, и она состоялась.

Вы знаете, невозможно делать вид, что он не играет никакой роли [в грузинской политике], если мы хотим добиться прогресса – будь то в области прав человека, в вопросах демократии, верховенства закона или устремлений грузинского народа. Нас заботит грузинское население. Именно поэтому мы так заинтересованы в прогрессе и эмоционально включены в этот процесс. И именно поэтому я был там. Если не все поняли этот аспект, это не моя проблема.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG