Сегодня десять дней, как Бадра Гунба вступил в должность президента Абхазии. Небо не разверзлось и в государственном плане ничего не изменилось. Минимум активности, дозированная информация, кулуарные разборки и скандалы недовольных сторонников.
Никто не брал в расчет, что согласовывать назначения нынешний президент будет не только со своими сторонниками в Абхазии, но и с кураторами в Москве
Первые десять дней после инаугурации отмечены всего четырьмя назначениями. И здесь все понятно – вкладом Бадры Гунба в собственные выборы были обещания сторонникам, которых на порядок больше, чем значимых портфелей. К тому же никто не брал в расчет, что согласовывать назначения нынешний президент будет не только со своими сторонниками в Абхазии, но и с кураторами в Москве. Именно поэтому за десять дней Бадра Гунба смог согласовать лишь переназначение премьер-министра Владимира Делба, который уже исполнял эти обязанности в переходный период до инаугурации.
Еще одно кадровое решение, где нынешнему президенту позволено проявить некоторую самостоятельность – глава его администрации. Скорее всего, это не совсем та должность, которая планировалась для мэра города Беслана Эшба, забросившего свои служебные обязанности, чтобы сопровождать кандидата в президенты на выборах, но уж что дозволили. На освободившееся место главы Сухума Бадра Гунба переместил главу Управления капитального строительства Темура Агрба.
Еще одна вакантная должность образовалась в администрации Очамчырского района, так как глава района Беслан Бигвава стал вице-президентом. Здесь все выглядело немного комично. Поначалу Бадра Гунба назначил главой района бывшего заместителя главы района, члена провластной партии «Амцахара» Артемона Габелая. Но последнему посчастливилось посидеть в этом кресле только четыре дня. Артемона Габелая сместили с должности без всяких объяснений и заменили на инженера по охране и защите леса Алхаса Кация. Можно утешить себя тем, что стремительная смена главы администрации Очамчырского района объясняется широкими познаниями Алхаса Кация в области лингвистики. В его биографии указано, что помимо абхазского, он владеет русским, английским и турецким языками. Но вряд ли языковые таланты столь актуальны для главы района.
Но есть один район, где место главы администрации не освободилось естественным путем, и где Бадре Гунба необходимо провести замену – Гудаутский. Гудаута проштрафилась по полной программе. На прошедших президентских выборах Гудаутский район, выходцем из которого является Гунба, поддержал в большинстве своем его оппонента, Адгура Ардзинба. И об этом можно было бы забыть, но впереди выборы в органы местного самоуправления (которые уже переносили дважды) и выборы в парламент, до которых осталось менее двух лет. Чтобы использовать административный ресурс, необходимо сменить руководство района и избрать подконтрольное президенту собрание, которое утверждает главу администрации по представлению президента. Когда собрание подконтрольно президенту, осечек не случается. К примеру, неконтролируемое экс-президентом Бжания Гудаутское районное Собрание принесло ему целый ряд неудобств. В 2021 году оно не утвердило с первого раза кандидатуру Баграта Боджгуа, представленную Асланом Бжания на должность главы районной администрации, а в 2024 году прокатило другую кандидатуру Бжания – Рауля Лолуа и утвердило главой исполнительной власти района своего кандидата – Валерия Авидзба.
Бадра Гунба на эти грабли наступать не хочет. Поэтому проправительственные анонимные ресурсы зарядили кампанию по дискредитации нынешнего главы района Валерия Авидзба. Уже запущена апробированная схема: жители района обращаются к руководству страны с просьбой назначить на должность главы администрации действующего депутата Алхаса Хагба, который является сторонником Бадры Гунба. Травлю нынешнего главы района аналитики связывают также с именем экс-премьера Александра Анкваб, который несмотря на то, что возглавлял предвыборный штаб Гунба, не получил должность премьер-министра. Теперь экс-премьеру обещана должность спикера парламента. Баллотироваться в депутаты Анкваб может только по Гудаутскому району, где сосредоточена большая часть его электората. Поэтому надо ожидать, что Бадра Гунба будет проявлять настойчивость в вопросе смены главы района.
В очереди за обязательной должностью стоят и экс-президент Бжания, и бывший министр иностранных дел Инал Ардзинба
Но надо сказать, что помимо Анкваба в очереди за обязательной должностью стоят и экс-президент Бжания, и бывший министр иностранных дел Инал Ардзинба. Оба, как могли, оказывали «информационную» поддержку Бадре Гунба. Бжания, как и Анкваб, претендовал на премьерскую должность, которую уже занял Делба. Затем согласился на посла Абхазии в Москве, ближе к дому. Но вот беда, нынешний посол Алхас Квициния не желает расставаться с комфортной жизнью и уступать ее экс-президенту не намерен. Он даже на инаугурацию Бадры Гунба не прибыл. Должность главы администрации президента, на которую претендовал Инал Ардзинба, тоже занята – Бесланом Эшба.
В общем, как ни крути, а портфелей катастрофически не хватает. Да и Москва недвусмысленно дает понять, что ей необходимо «объединение» общества. А уж что-что, а портфели для представителей оппозиции Бадра Гунба точно в расчет не брал. В итоге – полный цугцванг.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Форум