Центральная избирательная комиссия направила в югоосетинский парламент поправки к закону о схеме одномандатных избирательных округов. Они касаются адресов окружных избирательных комиссий. Как оказалось, не все руководители учреждений согласились предоставить Центризбиркому свои помещения на время парламентской кампании, из-за чего сотрудникам комиссии пришлось срочно подыскивать новые адреса.
Сегодня законопроект был рассмотрен парламентским Комитетом по законодательству, законности и местному самоуправлению. Со слов депутатов, им придется поторопиться с принятием поправок; предполагается, что это произойдет на ближайшей сессии.
Парламентарии подчеркивают, что изменения носят технический характер и никоим образом не влияют на избирательный процесс, но при этом называют «дурным тоном» принятие поправок за 26 дней до голосования и указывают, что подобные недоразумения становятся отличительной чертой нынешней парламентской кампании.
В законе «О схеме одномандатных избирательных округов» указывается перечень улиц и населенных пунктов, входящих в каждый из 17 округов, количество приписанных к ним избирателей, а также место нахождения окружной избирательной комиссии.
Когда в этом году ЦИК представила на утверждение законодательному собранию новую схему (пятилетний срок действия прежней схемы истек 19 марта). Авторы законопроекта автоматически проставили в описании одномандатных округов те же адреса окружных комиссий, где они неизменно находились от выборов к выборам.
Впрочем, в этот раз вышло иначе. Некоторые руководители муниципальных и государственных учреждений отказались предоставлять Центризбиркому свои помещения. Поэтому ЦИК была вынуждена в спешном порядке подыскивать новые. Соответственно, адреса комиссий изменились, и возникла необходимость вносить поправки в закон.
По уверениям участников избирательной кампании, были случаи, когда руководители учреждений отказывались размещать у себя участковые избирательные комиссии, благо на изменения их адресов не нужно принимать поправки к закону.
С тех пор, как в Южной Осетии проводятся выборы, ничего подобного не случалось. По закону «Об основных гарантиях избирательных прав», «государственные органы Республики Южная Осетия, органы местного самоуправления, государственные учреждения, организации и предприятия, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации <...>, обеспечивать охрану этих помещений <...>, а также транспортом, средствами связи, техническим оборудованием <...>».
Откуда такое фрондерство в рядах чиновников? Еще раньше руководители районов и городов проигнорировали законные требования ЦИК обновить списки избирателей и по сути сорвали приятие закона «О схеме избирательных округов 2024». В итоге, не имея достоверных данных, парламент вынужден принять за основу списки избирателей 2019 года. Этот компромисс ставит под вопрос законность предстоящей избирательной кампании, так как нарушает конституционный закон «Об основных гарантиях», где четко указано, что «регистрация (учет) избирателей <...> осуществляется главой административно-территориальной единицы, командиром воинской части, руководителями дипломатических и консульских учреждений, руководителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают. По состоянию на 1 января каждого года списки передаются в Центральную избирательную комиссию для обобщения».
Кроме того, если оправдаются опасения местных экспертов по поводу массового оттока населения в Россию после 2019 года, ЦИК может и не набрать явку, необходимую для признания выборов состоявшимися.
Теперь как бы в продолжение этой истории чиновники отказывают Избиркому в предоставлении помещений. Это не массовое явление, но, как отмечают спикеры, даже несколько случаев игнорирования требований ЦИК иллюстрируют внутреннюю разболтанность чиновничества. Они явно считают для себя возможным подобное поведение.
Наблюдатели не склонны обвинять в этом Центральную избирательную комиссию. До сих пор за организацию выборов отвечала администрация президента, в том числе и за ту их часть, где Центризбиркому необходимо содействие местных органов власти в размещении тех же участковых и окружных комиссий, их охране и тому подобном.
Но в этот раз руководящее звено администрации само участвует в выборах. В республиканском списке партии власти «Ныхас» вслед за председателем партии Зитой Бесаевой следуют руководитель администрации президента Алан Маргиев, помощник президента Алан Плиев и заместитель руководителя администрации президента РЮО Алан Тибилов.
Кто в их отсутствие несет ответственность за проведение выборов? Такое впечатление, что никто, судя по тому, как храбры и несговорчивы чиновники в отношении Центризбиркома.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Форум