Интернет-издание «Апсны Хабар» публикует статью главного редактора Леуана Лагулаа, в которой он размышляет о кризисе политических элит.
Многие считают каждый новый состав парламента худшим из возможных, ситуация с последними президентами страны оценивается аналогично
«Мнения о низком качестве работы как отдельных политиков, так и целых государственных учреждений регулярно высказываются в общественном пространстве. Так, многие считают каждый новый состав парламента худшим из возможных, ситуация с последними президентами страны оценивается аналогично. Размышляя о причинах этой тенденции и возможных путях изменения, стоит вспомнить о предвоенной политической элите, которая смогла эффективно реагировать на вызовы времени, но, к сожалению, не создала условий для подготовки будущих лидеров», – пишет Лагулаа.
На его взгляд, основной проблемой является концентрация власти в руках президента. Для получения должности в ведомствах или избрания в парламент ключевым является не профессионализм или программа, а лояльность президенту.
«Такая система, основанная на коррупции и кумовстве, препятствует формированию альтернативной политической элиты и делает передачу власти без конфликтов и общественных потрясений практически невозможной», – продолжил главный редактор «Апсны Хабар».
Он напомнил, что недавний опрос в одном из телеграм-каналов показал, что более половины участников не доверяют политикам.
«Система, в которой успех определяется способностью собрать вокруг себя недовольных и свергнуть власть, привела к ослаблению доверия к политическим фигурам и группам. На мой взгляд, решение проблемы кроется в реформировании системы управления. Важно создать условия для реализации реформ и заложить фундамент для будущего Абхазии. Это включает формулирование стратегических задач народа, которые должны выходить за рамки отношений с Грузией и ограниченного международного признания», – считает Леуан Лагулаа.
* * *
Общественный деятель Ахра Бжания на своей странице в Facebook написал пост, посвященный проекту закона об иноагентах. Он считает, что ни одно свободное общество не допустит принятия закона об иноагентах в той редакции, которая продвигается в Грузии и Абхазии:
«Во-первых, потому что это дает правительству возможность без судебных решений, практически вольно интерпретировать деятельность организаций и общественных активистов как нежелательную. Во-вторых, ограничивает конституционные права и свободы граждан, в том числе право на труд, волеизъявление и свободу публичных акций. В-третьих, из-за очевидных авторитарной и изоляционистской направленности, существенно сужает спектр внешнеполитического взаимодействия любого принявшего этот закон государства. Другими словами, если у вас в планах развивать свою страну, опираясь на активность и творческий потенциал граждан, контролировать аппетиты власти и быть открытыми и дружелюбными большому миру, то закон об иноагентах эти планы отложит».
Однако, по его словам, в случае Абхазии есть нюанс:
Закон об иноагентах в случае принятия парламентом в Тбилиси может послужить мощным фактором формирования новых реалий на Южном Кавказе
«Не без оснований интерпретируемый грузинской оппозицией как призванный пресекать сопротивление российско-грузинскому геополитическому сближению, закон об иноагентах в случае принятия парламентом в Тбилиси может послужить мощным фактором формирования новых реалий на Южном Кавказе. Реалий, при которых экономическое и региональное партнерство РФ и Грузии отодвинет на второй план идею евроинтеграции наших соседей. И тогда, кто знает, какие компромиссы будут достигнуты, и кто станет предметом этих компромиссов. Абхазия? Нельзя исключать. По крайней мере, грузинская сторона безусловно будет на этом настаивать, а некоторые российские эксперты не скрывают вероятность и оправданность такого сценария. Как это ни парадоксально, если с «антироссийским» руководством Грузии во главе с Саакашвили все было более-менее стабильно, то теперь при «пророссийском» правительстве Иванишвили, и особенно в случае принятия вышеупомянутого закона все сильно осложнится!»
Ахра Бжания предполагает, что если в перспективе, пусть и далекой, есть вариант абхазо-грузинского урегулирования, то процесс этот будет возможен лишь при совпадении и взаимном признании некоторых базовых ценностей.
«Ваш свободный выбор может принять лишь тот, кто дорожит собственным свободным выбором! И в этом контексте «Грузинская мечта» с ее мечтой об ограничении прав и свобод собственных граждан может оказаться не самым перспективным переговорщиком, когда и если речь пойдет о свободном выборе граждан Абхазии. А то, что абхазы дорожат свободой, они многократно доказали… Теперь мяч за Ингуром… Сможет ли грузинское общество отстоять свои гражданские свободы, и послужит ли это в будущем пусть зыбким, но фундаментом абхазо-грузинского урегулирования? Посмотрим», – заключил Ахра Бжания.
* * *
Агентство «Апсныпресс» сообщает, что 21 мая 2024 года исполняется 160 лет со дня окончания Русско-кавказской войны. К этой дате в Стамбуле планируется премьера спектакля «Последний из ушедших» по одноименному роману Баграта Шинкуба. О том, как проходят репетиции, агентству рассказала режиссер Абхазского драмтеатра Мадина Аргун. По словам режиссера, репетиции идут уже два месяца, постановка запланирована на конец мая. В спектакле задействованы танцевальные ансамбли «Нарт», «Ахақәиҭра». Репетиции ведутся как в Стамбуле, так и в Сакарии.
Хореограф спектакля Эрик Тыркба в настоящее время работает над массовыми сценами. После стамбульской премьеры спектакль будет показан в густонаселенных местах, где проживают выходцы из Абхазии. «У нас есть надежда, что мы сделаем коллаборацию и привезем этот спектакль в Абхазию. В планах реализовать это к осени», – сказала Мадина Аргун.
Режиссер отметила, что была проблема с языковым барьером, так как спектакль ставится на турецком языке. Но со временем этот барьер был преодолен.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Форум