Accessibility links

Грузинские мигранты сделали европейский выбор


В 2023 году миграция из Грузии достигла рекордного уровня – 163,5 тысячи человек, миграционный баланс составил минус 71,5 тысячи. Это почти 2% населения Грузии. Власть признала, что причиной тому отнюдь не только либерализация визового режима с Европой

Такого отрицательного миграционного сальдо в Грузии не наблюдалось за всю историю исследований. В 2022 году отрицательное сальдо составляло 46 тысяч, в 2021 году – 41 тысячу граждан. За последние три года количество уехавших граждан превысило население Батуми. С 2013 года отрицательную тенденцию нарушил только 2020 год, когда из-за пандемии в страну возвратилось на 23 тысячи грузин больше, чем выехало. Всего за последние 10 лет около миллиона (942 тысяч) граждан Грузии находились в отъезде не менее одного года, приблизительно треть из них – 285 тысяч человек до сих пор находятся за границей. Согласно методологии Грузстата, в категорию мигрантов попадают находившиеся на территории другого государства более полугода (183 дней) в течение последних 12 месяцев.

Италия, Греция, Германия, Франция, Бельгия и США являются основными направлениями для грузинских мигрантов. За последние 30 лет жители Грузии выезжали в эти страны в поисках работы, образования, качественной медицины, либо за политическим убежищем.

Среди новых направлений миграции грузин – Польша. По данным Польского института социального обеспечения, если в 2015 году количество мигрантов из Грузии не превышало 500 человек, то в прошлом году их количество превысило 28 тысяч. Грузины в Польше в основном заняты на производстве или в строительстве.

34-летний учитель Эрекле Абашмадзе уехал из Тбилиси в Брюссель с одним рюкзаком. В интервью Радио Свобода он сказал, что не собирается возвращаться:

«Я решился на это после мартовских митингов [протеста против закона «об иноагентах»]. Я никогда не думал, что могу решиться на такое. Я жил отдельно, имел работу, считал себя успешным человеком, и, возможно, на что-то закрывал глаза, но вдруг понял, что ничего не меняется. То, что не беспокоило меня в 20-летнем возрасте, заставило задуматься в 34 года: в Грузии нет шансов ни на профессиональное развитие, ни на экономическое благополучие. Прогрессивно мыслящие люди уезжают, остаются пророссийски настроенные люди, которым нравится эта среда. Когда я наконец оглянулся, оказалось, у меня не осталось друзей, все уехали», – говорит Эрекле и добавляет, что ему особенно больно было видеть своих бывших учеников на акциях протеста. Тогда он понял, что они обречены ходить по тому же кругу, по которому ходил он сам все эти годы.

До последнего времени власти увязывали массовый отток населения с отменой визового режима с Евросоюзом. Впрочем, недавно премьер-министр Ираклий Кобахидзе признал, что экономическая отсталость Грузии по сравнению с другими странами является дополнительным аргументом для отъезда.

«При предыдущем правительстве показатели миграции были гораздо тяжелее... Но если экономика не будет двигаться вперед и мы не приблизимся к странам-членам ЕС с экономической точки зрения, то, конечно, отрицательные показатели будут сохраняться», – заявил Кобахидзе о миграции.

Несмотря на то, что приезд в Грузию после начала войны в Украине около 120 тысяч российских мигрантов способствовал оживлению экономики Грузии – за последние два с половиной года ВВП возрос почти на 20%, – Грузия по-прежнему вдвое беднее аутсайдера Евросоюза Болгарии. В 2023 году валовой внутренний продукт этой страны на душу населения составлял 16 тысяч долларов, в Грузии – около 8200 долларов.

Несмотря на растущее отрицательное сальдо, численность населения Грузии остается стабильной последние 10 лет – в районе 3 миллионов 700 тысяч человек. Специалисты объясняют это «разбавлением» населения – места выбывших граждан Грузии занимают иностранцы, в основном жители РФ, Украины и Беларуси: только в 2022 году в Грузию прибыло на 56 тысячи человек больше, чем покинуло пределы страны.

«На самом деле названные Кобахидзе причины [либерализация визового режима и экономическое отставание] – секрет Полишинеля. Власти должны сосредоточиться на том, чтобы граждане не покидали страну, и не только с точки зрения создании экономической ситуации, но и политической стабильности. Плохо не то, что у людей появилась возможность уехать, а то, что они твердо решают это сделать», – говорит Валерий Кварацхелия, главный экономист «Грузинской ассоциации реформ» (GRASS).

Согласно результатам опроса общественного мнения NDI в марте 2023 года, каждый шестой житель Грузии задумывается о том, чтобы покинуть страну. А число тех, кто имеет хотя бы одного члена семьи за границей, который помогает деньгами, с июля 2019 года по март 2023 года выросло с 12% до 16%. За последние годы денежные переводы, отправленные мигрантами, составляли 12-14% ВВП Грузии.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG