Сегодня состоялось первое заседание осенней сессии парламента Абхазии. Депутаты приняли во втором чтении проект закона «Об оружии», а также постановление об объявлении амнистии в ознаменование 27-й годовщины Дня Победы и Независимости Республики Абхазия. И если проект закона об оружии был принят единогласно, то вопрос амнистии парламентарии обсуждали почти два часа.
В Абхазии действует положение «О порядке оборота огнестрельного оружия» от 4 мая 1994 года. Проект закона об оружии в первом чтении принят пятым созывом парламента в 2017 году. Теперь уже шестой созыв парламента вернулся к его обсуждению. Сегодня законопроект принят во втором чтении единогласно. Планируется его рассмотрение в четырех чтениях.
Концепция закона получилась разрешительная. Об этом в интервью «Эху Кавказа» сказал председатель парламентского Комитета по обороне и национальной безопасности Илья Гуния. Парламентарии определили, что является гражданским оружием, и прописали способ получения разрешения на оружие:
«С 18 лет имеют право гладкоствольное оружие, т.е. охотничье оружие получать или покупать, регистрировать. С 21 года мы сделали возможным приобретение длинноствольного, нарезного оружия – это карабины, то же охотничье оружие. Сделали так, что с 30 лет человеку возможно оформить короткостволы. Это т.н. пистолеты».
Проект закона регулирует приобретение, лицензирование, торговлю оружием, нормы для резервистов Вооруженный сил республики, которые имеют право хранить дома боевое стрелковое оружие. Оружие запрещено носить открыто, необходимо носить в кобуре. Запрещено носить на митингах, в общеобразовательных учреждениях, на свадьбах. Стрелять в ходе мероприятий, например, свадеб, запрещено, иначе лишат лицензии на ношение.
«Есть противники вообще разрешения на ношение оружия. Часть коллег и я считаем, что, наоборот, надо разрешить ношение оружия, но его регламентировать. В случае регламентирования ношения легче смотреть за тем, правильно ли человек носит оружие? Имеет ли он право носить оружие? Я думаю, что разрешение на оружие все должны получать по одному принципу, и этот принцип должен быть строгим», – подчеркнул Илья Гуния.
Он уточнил, что права на оружие не получат люди с непогашенной судимостью или имеющие медицинские диагнозы, несовместимые с владением оружием.
За всю историю послевоенной Абхазии было принято восемь актов амнистии. Причем не только в честь юбилеев Дня Победы в Отечественной войне народа Абхазии, но и в некруглые года. В чем суть амнистии, рассказал председатель Комитета по государственно-правовой политике Валерий Агрба, который представил коллегам проект постановления. Он сообщил, что законопроект стал реакцией на обращение ветеранов войны-заключенных, которые содержатся в СИЗО Дранда, а также представителей двух ветеранских партий: провластной «Амцахара» и оппозиционной «Аруаа».
В отличие от акта помилования, который является индивидуально-правовым актом президента, амнистия является прерогативой парламента. И принимается как нормативный акт не в отношении конкретного лица, а распространяется на виды и категории преступлений небольшой и средней тяжести. Например, мелкая кража или хулиганство, совершение ДТП по неосторожности, употребление наркотических веществ. Речь о лицах, осужденных на срок до 3 лет и до 5 лет включительно.
Нынешний проект постановления, по словам Валерия Агрба, не отличается от восьми постановлений, принятых ранее. Он уточнил, что на расширенное заседание Комитета были приглашены представители администрации президента, правоохранительных органов, прокуратуры, Верховного суда. Все их замечания были учтены. Агрба заявил:
«Данный акт амнистии не распространяется на такие тяжкие виды преступлений, как убийства, разбои, грабежи, похищения человека, преступления против половой неприкосновенности и свободы личности, захват заложников, хищения в особо крупном размере, кражи в крупном размере, превышение должностных полномочий, нанесших вред, в том числе, при проведении следственных мероприятий в органах дознания, если повлекли смерть человека».
Амнистия также не распространяется на лиц, которые ранее попадали под амнистию или под акт помилования, и вновь совершившие преступления.
Валерий Агрба отметил, что не всегда бывает объективный подход к определенной категории лиц, совершивших преступления. Например, в СИЗО Дранда сегодня сидит инвалид первой группы, колясочник Раш Барганджия. Он задержан за употребление наркотиков, пока его вина не доказана. Мера пресечения – арест. Агрба напомнил, что некоторые граждане совершают особо тяжкие преступления, разбои, хищения, и их отправляют под домашний арест. Поэтому актом амнистии можно будет уровнять хотя бы тех, кто осужден за преступления небольшой и средней тяжести.
Всего под амнистию подпадут от 30 до 50 человек, среди них и подследственные, и те, кто отбывает наказание. Выделяются и социальные категории: женщины, несовершеннолетние, инвалиды, больные онкологией и т.д. Валерий Агрба пояснил:
«Это женщины, которые отбывают наказание, мы все знаем, что у нас нет специального учреждения для отбывания наказания – женской колонии или женской тюрьмы. Женщины наряду с мужчинами содержатся в изоляторе временного содержания МВД, если честно, в нечеловеческих условиях. Если эти женщины не совершили тяжкие, особо тяжкие преступления, предположим, распространение наркотиков или ввоз, вывоз, транзит наркотических веществ с целью сбыта, такие категории не подпадают под амнистию – ни мужчины, ни женщины. Если есть женщины, которые совершили преступление средней тяжести, значит, они попадут (под амнистию). Попадут несовершеннолетние. У нас нет детских пенитенциарных учреждений как колонии. У нас несовершеннолетние сидят вместе с уголовными рецидивистами в СИЗО в Дранде».
Депутат сообщил, что в СИЗО содержится около двадцати ветеранов Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. Все они осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. Амнистия на них не распространяется, но будет послабление – оставшаяся неотбытая часть наказания сокращается ровно наполовину.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия