В субботу 5 сентября в культурно-деловом центре «Дом Москвы» в Сухуме состоялась пятая cтрановая конференция русских общин Абхазии. О том, что ее проведение намечено именно на этот день, в интервью «Эху Кавказа» в День России, 12 июня, рассказывал Олег Юрченко, которого позавчера на конференции и избрали председателем Координационного союза организаций русских соотечественников (КСОРС) Абхазии.
Так называемые страновые конференции российских соотечественников вот уже немало лет ежегодно проводятся в странах проживания русских диаспор. В Абхазии первая такая состоялась в 2012 году, и, по идее, нынче должна была проходить восьмая. Но на «Эхе» не раз уже рассказывалось о той фарсовой ситуации, которая возникла после того, как на третьей ежегодной страновой конференции 28 ноября 2014 года был избран очередной Координационный совет русских общин российских соотечественников в Абхазии во главе с гагрцем Игорем Лищенко. Этот совет не проводил ежегодную страновую конференцию… четыре года. «Причины» в публичном пространстве приводились разные, но одинаково смехотворные, а недовольные происходящим в русских общинах не сомневались, что руководство того Совета просто очень боялось уничтожающей критики в свой адрес после отчета о проделанной работе.
Наконец, в конце 2018-го страновая конференция состоялась. Но о ее ходе общественности ничего так и не стало известно, так как конференцию предусмотрительно провели в закрытом режиме, скрытно, не пригласив ни одно СМИ, а также потенциальных критиков из некоторых русских общин. Надо сказать, что опасения организаторов конференции были связаны не только с упомянутой четырехлетней «паузой», но и с тем, что четверть века в отношениях российских соотечественников в Абхазии царят раздрай, «перетягивание одеяла на себя», и первые три конференции проходили в обстановке жесткого выяснения отношений.
После четвертой страновой конференции ситуация не улучшилась, так как избранная председателем КС бывший министр соцобеспечения Абхазии Ольга Колтукова попросту исчезла из общественного пространства. И 6 июля 2019 года в торжественной обстановке с участием зарубежных гостей в посольстве России в Абхазии был учрежден Союз русских и казачьих организаций Республики Абхазия (СРКОРА), как бы призванный начать все с чистого листа. Но его по ряду причин так и не зарегистрировал Минюст Абхазии, к тому же непонятно было, что делать с обязательными страновыми конференциями, и 2 июня 2020 года было принято решение о переименовании его в Координационный союз организаций российских соотечественников (КСОРС) и об организации страновой конференции ориентировочно 5 сентября.
Открывая пятую страновую конференцию (в 2019 году она, судя по всему, не проводилась, по крайней мере, в СМИ о ней не было никаких сообщений), пресс-секретарь посольства РФ Денис Лавриков подчеркнул: «Страновая конференция является мероприятием, которое объединяет всех русских соотечественников, проживающих в Абхазии. Хочу пожелать, чтобы тот задел, который мы создаем сегодня, продлился долгие годы. Хотелось бы, чтобы это имело долгосрочный эффект».
Олег Юрченко, который более года назад был избран сопредседателем и ответственным секретарем СРКОРА, выступил с отчетом о проделанной работе. Он, в частности, сказал: «Действовать мы должны по трем направлениям. Это концентрация на решении внутренних вопросов - общая идеология, отличная коммуникация, регламенты, структура, функционал, представительства в городах. Помимо этого, должно быть выстроено взаимодействие с российской и абхазской властью».
Обсуждение отчета на сей раз проходило в спокойной обстановке. Ораторы рассуждали о консолидации общественных организаций российских соотечественников, координации их усилий, обмене опытом работы, партнерском взаимодействии для обеспечения прав и законных интересов российских соотечественников...
В КСОРС накануне конференции входило 14 общественных организаций. Делегаты проголосовали за введение в него еще пяти организаций: «Центр правозащиты российских граждан в Республике Абхазия», «Русская диаспора», «Союз граждан России», «Время молодежи», благотворительный фонд «Поддержка». Заместителями председателя КС Олега Юрченко были избраны четверо – Наталья Каюн, Елена Жилинская, Татьяна Леонова и Станислав Осыкин.
По итогам работы конференции КСОРС была принята резолюция. Среди ее пунктов такие: «Предусмотреть возобновление и использование практики квот для русских во властных структурах РА… Признать актуальным сохранение и укрепление позиций русского языка и этнокультурной идентичности; продвижение российских образования и культуры, при этом обращая внимание на активное проведение просветительской работы по популяризации культурно-исторического наследия, в том числе, по сохранению памятников и знаменательных мест, связанных с жизнью и творчеством знаменитых российских соотечественников и являющихся неотъемлемой частью исторической памяти народов Абхазии и России… Признать обязательным условием при осуществлении на территории Абхазии проектов (грантов) различной направленности со стороны Российской Федерации включать в техническое задание в качестве соисполнителей со стороны Абхазии наиболее авторитетные русские организации, имеющие опыт работы... Способствовать созданию положительного имиджа России в Абхазии и Абхазии в России…»
В конференции приняли участие вице-премьер кабмина Абхазии Сергей Пустовалов, руководитель представительства Россотрудничества в Абхазии Вадим Чеха.
Но опять же сказать, что конференция объединила все многочисленные русские организации Абхазии, никак нельзя. Председатель Ассоциации по правовой и социальной помощи соотечественникам Владимир Попов долго колебался перед конференцией, идти на нее или нет. Но в итоге так и не пошел вместе с еще двумя своими единомышленниками, представляющими русские общины. Объяснил он это сегодня в беседе с «Эхом Кавказа» так:
«От себя я могу сказать, что в Абхазии сегодня нет организации русской, которая отвечала бы существующим требованиям и могла бы успешно решать проблемы, стоящие перед 22-тысячным русским населением страны. В качестве приглашенного или наблюдателя меня не пригласили.
– Но ты же говорил перед конференцией, что тебя приглашали…
– Приглашали, но тем не менее не пригласили в итоге.
– Так, перечисли, кого должны были пригласить вместе с тобой. И как вообще должны были пригласить?
– Ну, вот, было обговорено заранее, что будут даны приглашения. Собрание в субботу, собрание закрытое как бы, как оно анонсировалось. Должны были быть я, Пигарь Сергей, Попков Юрий… Все меня спрашивали: имеем ли мы приглашения? Был запрос, в ответ – тишина. Только уже после мероприятия они очень сожалели, что мы не пришли. То есть, «съев ягненка», они сказали: жалко, что вас вчера не было».
На самом деле, конечно, получение официального приглашения на бумаге являлось тут делом второстепенным. Попов не скрывает своего негативного отношения ко многим организаторам конференции. Некоторые из них, по его словам, даже гражданства Абхазии после переезда сюда не успели получить.
Но если Попов давно уже, с первых страновых конференций в Абхазии находится в оппозиции к руководителям КС (до его прихода в общественную работу были в этой сфере другие «диссиденты» – Никитченко, Пигарь), то Роман Рязанцев, несколько лет назад переехавший из России, был в прошлом году избран одним из троих сопредседателей Союза русских и казачьих организаций Республики Абхазия. Но и он, как и другой известный в последние годы в общественном пространстве Абхазии активист Вадим Мироненко, не принимал участие в страновой конференции. О мотивах этого решения Рязанцев сообщил следующее:
«Да, мы не принимали участия в этом мероприятии. Вадим Мироненко, Володя Шелест… Знаете, какая ситуация… Мы-то создавали Союз русских и казачьих организаций Республики Абхазия год назад. Потом его переименовали без нашего участия. Потом на собрании в ДЭМе (ресторанно-гостиничный комплекс, владельцем которого является Олег Юрченко – прим. «ЭК») организацию Вадима и Володи Шелеста исключили, а мы вышли из СКОРС сами уже. Потому что мы знаем, что есть в Абхазии Координационный Совет, созданный в 2012 году. Его еще Страничкин возглавлял, потом Лищенко, сейчас Макляк был… Нет, сперва Колтукова, потом Макляк Андрей.
– А Макляк – это кто такой?
– Он из Пицунды такой…
– То есть он вместо Колтуковой стал?
– И их тоже не было на конференции, чтоб вы знали».
А затем Рязанцев стал рассказывать, почему у него не заладились в этом году отношения с другими лидерами созданной прошлым летом организации:
«Вот когда в мире возникла эта ситуация чрезвычайная и в Абхазию тоже пришла эта беда с коронавирусом, мы начали помогать сперва за счет собственных средств нуждающимся в продуктах, медикаментах: пожилым людям, многодетным семьям… Мы обращались в СРКОРА, до его переименования, ко всем его членам: давайте подключайтесь к этой работе, вот у нас горячая линия, номера телефонов, давайте рядом вставайте, чем можете помогайте. В ответ мы услышали только одно: чтобы мы пошли… После этого мы ушли, лично я ушел с этого чата. Ну, мы продолжили свою работу четырьмя организациями: Русская община Абхазии, Черноморское казачье войско Абхазии, Союз казаков Абхазии – ветеранов боевых действий и фонд «Отечество» (Надежда Горяинова). Написали в российские структуры разные письма. Одна организация оказала нам денежную целевую помощь в размере 10 миллионов рублей. Мы, как община, получили ее на согласованный полностью с теми, кто деньги давал, план мероприятий. Мы были у министра здравоохранения Абхазии, составили список необходимого оборудования, потом, согласно письма-обращения министерства, эту сумму пожертвовали… Потом ветеранов Великой Отечественной войны с 75-летием Победы поздравили, денежки развезли – материальную помощь им оказали».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия