Политический кризис в Грузии развивается по сценарию, напоминающему 2020 год. В «Грузинской мечте» настаивают, что выборы прошли справедливо. В оппозиции же отказываются от диалога с властью и намерены бойкотировать парламент. Власть утверждает, что обойдется и без оппозиции, и что не позволит Западу ей помочь
Все четыре политические группы, которые, по данным ЦИК, преодолели 5-процентный избирательный барьер, заявляют, что не признают результаты выборов и не будут участвовать в легитимизации парламента.
Со своей стороны, власти заявляют, что действия оппозиции ее не интересуют. Для легитимной работы парламента не нужна оппозиция – законодательный орган уже получил легитимность от народа, заявил в эфире ОВГ глава кабмина Ираклий Кобахидзе.
«Думаю, в конце концов они все войдут в парламент. Согласно моему прогнозу, у этих политических партий нет ресурсов для длительного протеста. Хотя они настолько деструктивны, что их участие в парламентской жизни будет тоже контрпродуктивным. Все помнят предыдущие четыре года, они вошли в парламент, но ничего положительного в парламентскую жизнь не принесли. Главное, что парламенту не нужна легитимизация от оппозиции, парламенту требовалось народное признание, и он его получил, когда 1 миллион 120 тысяч человек пришли поддержать правящую команду. Если бы любому парламенту в любой стране была нужна легитимизация оппозиции, в этом случае никакая демократическая система не смогла бы функционировать, поэтому придут они или нет, легитимность парламента от этого не изменится».
Судя по словам премьера, «Грузинская мечта» исключает компромиссы. Лидеры партии говорят, что четыре года назад они вступили в переговорный процесс с оппонентами из-за внешнего давления, а теперь это исключено, так как западные партнеры стали врагами Грузии, заняв сторону оппозиции.
Поэтому «Грузинская мечта» до конца ноября, сразу после подведения окончательных итогов выборов, намерена провести первое заседание парламента. Еще через несколько дней состоится утверждение нового состава правительства, а в начале января – выборы президента и его инаугурация.
У оппозиции своя стратегия, которая также исключает переговоры с властью: лидеры «Коалиции перемен», «Единства – Национального движения» и «Сильной Грузии» проводят совместные уличные акции. Впрочем, представители партии «Гахария – за Грузию» готовы только к совместным консультациям, предпочитая борьбу в рамках судебных процедур. Сегодня они провели брифинг, на котором обвинили прокуратуру в сокрытии улик. По мнению одного из лидеров партии Натии Мезвришвили, ЦИК, прокуратура и суд координированно пытаются уничтожить важные доказательства фальсификации выборов:
«Электронный список избирателей и информация в машинах для голосования находятся в прокуратуре, которая опечатала их. Таким образом, прокуратура подтвердила наши подозрения, что самые важные доказательства фальсификации выборов взяты в заложники. Никаким другим словом нельзя назвать сокрытие улик в течение 17 дней. Они могут подтвердить или опровергнуть фальсификацию выборов и в кратчайшие сроки положить конец политическому кризису. Как только мы этого потребовали 29 октября, прокуратура начала якобы расследование, и как только мы 1 ноября обратились в суд с просьбой о срочной защите доказательств, прокуратура в тот же день изъяла их из ЦИК. Потом суд отказался рассматривать иск на том основании, что доказательства изъяты прокуратурой. Цель «Мечты» – через свои послушные институты, ЦИК, прокуратуру и суд, доказать, что выборы не были сфальсифицированы, и добиться ложной легитимности. Мы сделаем все, чтобы попытка уничтожить эти доказательства стала достаточным основанием для признания фальсифицированных выборов нелегитимными», – заявила Мезвришвили.
Руководитель Центра европейских исследований Фонда Рондели Каха Гоголашвили не удивлен заявлениями «Грузинской мечты» о том, что работа в парламенте без оппозиции не станет для них проблемой, так как в последние годы «парламент и так был фактически однопартийным», где мнение «оппозиция начисто игнорировалась».
«Власть ведет страну к авторитаризму. Нам больше не следует ожидать, что они будут следовать нормам демократии при принятии решений, так как нет никаких ограничений. Когда руководители страны обретают абсолютную власть, они становится высокомерными, грубыми, перестают следовать этическим нормам. Сейчас задача власти – противостоять двум главным ограничителям, протестующим и международному сообществу. И как в условиях любого авторитарного режима, против несогласных будут задействованы средства силовых структур, а против международных партнеров – презрительное отношение с соответствующей лексикой».
Грузия вступает в эпоху кризиса, предрекает политолог Ираклий Мелашвили. Если ситуация не изменится, нельзя исключать международную политическую изоляцию «Грузинской мечты», тяжелый экономический кризис и, в случае введения санкций, обострение социального фона уже к весне, за которым могут последовать досрочные выборы осенью следующего года, поскольку «время работает против власти», спрогнозировал эксперт.
Форум