Тбилисский городской суд приступил к рассмотрению дела следователя Марианны Чолоян. Ее обвиняют в оказании давления на школьника Луку Сирадзе, который в конце прошлого года после опроса в полиции покончил жизнь самоубийством.
Марианна Чолоян ни разу после случившегося не появлялась перед камерами. Вернее, всего лишь раз, и то – без сознания и на носилках, на которых ее вынесли врачи скорой помощи с допроса, где ей были предъявлены обвинения. Не было Чолоян и на сегодняшнем процессе. Как говорят ее адвокаты, вновь из-за состояния здоровья. Заседание по ходатайству стороны защиты проходило в закрытом режиме из-за того, что дело касается несовершеннолетнего.
«Мы требуем, конечно, изменения меры пресечения (предварительное заключение), потому что нет достаточного количества доказательств против обвиняемой Марианны Чолоян (…) На видеозаписях (опроса школьника) нигде не видно, что кто-либо осуществлял давление на кого-либо. Разумеется, следователь входил в коммуникацию (с подростком), и это видно, но в видеофайле не слышно речи. А потому одного этого видео недостаточно», – сказал один из адвокатов Марианны Чолоян Арчил Шабашвили.
В то же время адвокат семьи Сирадзе – Реваз Ачарадзе убежден, что видеозапись абсолютно однозначно свидетельствует о том, что подросток подвергся нападкам со стороны Чолоян и других следователей, которые также находились у ее рабочего стола. И это, по его словам, не все:
«В материалах дела есть различные доказательства, которые прямо или косвенно подтверждают, что в (полицейском) отделении были совершены различные преступления. На данном этапе выявлено достаточно доказательств, указывающих на вину Марианны Чолоян: в том числе, (показания) родителя скончавшегося подростка, менеджера по безопасности «Зеленой школы».
В изменении меры пресечения Чолоян было отказано. Суд разделил позицию стороны обвинения, которая предполагает, что на свободе она может попытаться оказать влияние на ход следствия.
Будут ли предъявлены обвинения другим следователям, участвовавшим в опросе школьника, – пока не известно. Впрочем, 7 февраля в Службе госинспектора, расследующей это дело, заявили, что выявили служебные проступки со стороны нескольких сотрудников полиции.
«Собранные доказательства показывают, что один из сотрудников полиции вел себя агрессивно, громко и нецензурно обращался к несовершеннолетнему Луке Сирадзе. Менеджер того же полицейского отделения не обеспечил должную среду в здании, необходимую для опроса несовершеннолетнего. Кроме того (в определенный момент) он опрашивался в отсутствие его законного представителя», – сказано в заявлении Службы госинспектора.
Из него же следует, что служба обратилась в Генеральную инспекцию МВД, чтобы там приняли решение призвать к дисциплинарной ответственности упомянутых сотрудников.
Тем временем МВД готовит ряд изменений в вопросе работы с подростками. Накануне в эфире телекомпании «Имеди» глава ведомства Вахтанг Гомелаури заявил, что скоро в полицейских участках появятся специальные комнаты для опросов несовершеннолетних. Правда добавил, что работа над инициативой началась давно – еще при прошлом министре Георгии Гахария:
«Эти комнаты будут оснащены камерами, об этом будет сообщаться несовершеннолетним заранее, чтобы не возникло каких-либо проблем впоследствии. Там будут следователи, которые будут работать только с несовершеннолетними, и обязательно психологи. Если родитель потребует – и это зависит от возраста несовершеннолетнего, – психолог будет присутствовать при опросе. Это будет очень серьезным шагом вперед. К сожалению, вы помните, что произошло в случае с Сирадзе – в комнате сидели разные следователи. Нам приходится привозить несовершеннолетних в такие отделения, где специальных комнат для них нет».
10 и 11 декабря прошлого года Луку Сирадзе в связи с появившимися на стенах «Зеленой школы» различными надписями опрашивали в полицейском участке. 11 декабря он спрыгнул с крыши 9-этажного дома и 17 декабря скончался в больнице.