Гагрская мусорная свалка снова горит. Два села, расположенные в непосредственной близости от нее, страдают от дыма. Районная администрация пытается бороться с горением своими силами, засыпает поверхность землей, но это не решает проблему.
Гагрская мусорная свалка горит и дымит практически постоянно. Дым накрывает часть района и иногда добирается до трассы. Горение мусора на свалке опасно тем, что загрязняет среду опасным ядом – диоксином, который выделяется при горении пластика. Неизвестно, как отразилось многолетнее горение свалки на качестве воздуха, почвы и воды, исследований на содержание диоксина специалисты не проводят. Жителей района беспокоит состояние экологической среды, что особенно актуально, так как здесь отдыхает большинство туристов и курортные объекты находятся в непосредственной близости от мусорной свалки.
Житель Пицунды и гидроинженер Александр Цеховой давно занимается проблемой мусорных свалок в Абхазии, он так описывает ситуацию: «Гагрская свалка в июле горела на половине площади довольно интенсивно. Сейчас свалка горит полной площадью, белесый дым поднимается, когда нет ветра, метров на сто. И этим дымом заполнено село Алахадзы наполовину, и при смене ветра заполняется и село Псахара, прямо видно, что дома в дыму. Дым виден с главной трассы и с дороги на Пицунду от поворота. По этой дороге на Пицунду в село Алахадзы при езде приходится закрывать окна в машине, потому что дышать нечем. Вот такая обстановка».
Александр Цеховой рассказывает о том, что надо сделать, чтобы прекратить горение, и как администрация с ним борется: «Надо засыпать всю свалку грунтом слоем не менее полуметра. Тогда она гореть перестанет. После этого даже можно опять сыпать мусор и отходы, но без засыпки ничего не выйдет. Год назад свалку временно потушили, и она несколько месяцев не горела. Вызвали МЧС из России, вертолет возил морскую воду в большом резервуаре и поливал свалку. Довольно долго он летал туда-сюда, и свалку удалось потушить. Но потушили, очевидно, верхний слой, а горела свалка на полную глубину. И, когда верхний слой подсох, снова снизу она загорелась».
Ситуацию прокомментировал начальник Управления городского хозяйства Вилон Бения. Он говорит о том, что администрация Гагрского района за полгода раз десять уже тушила возгорания на свалке, имеют место и самовозгорание, и умышленные поджоги. Территория свалки составляет 36 гектаров, она не огорожена, а сторожа контролируют только въезд и выезд машин с мусором.
Вилон Бения рассказал, какие предпринимаются меры для борьбы с горением мусора: «Заливать водой не получается, возможностей таких нет в данное время. Мы нанимаем технику, засыпаем, глушим, тушим землей. Естественно, когда не горит, дыма нет. Грунт возят камазы, потом большой бульдозер равняет и трамбует. Сейчас, в пятницу, мы практически на сто процентов могли все это сделать, но большой экскаватор сломался. Там осталась пара очагов, которые, я думаю, мы своими силами потушим. С этой свалкой у нас каждый месяц два раза проблемы. Последний раз, когда мы восемь дней работали и в пятницу закончили, с одним экскаватором работали четыре машины, два экскаватора у нас работали, каждая машина делала по 35 рейсов, около 400 машин грунта привезли, если я не ошибаюсь».
Перспектив у гагрской мусорной свалки, по мнению Вилона Бения, нет, решение проблемы нельзя все время откладывать, и к этому должна подключиться центральная власть: «Наверное, все равно придется республике побеспокоиться и пригласить сюда специалистов, потому что, извините, сегодня Афон, Гудаута и весь Гагрский район пользуются гагрской свалкой. То, что мы ее трамбуем и засыпаем, там могут, говорят, из-за этого собраться газы… Иногда в моменте горение уходит вниз, горит снизу. Нашу свалку, этот полигон открыли 60-70 лет тому назад. Тогда, естественно, на этой территории было всего тринадцать домов. А сегодня население разрастается. На этой территории уже сейчас на расстоянии 300-400 метров от свалки построили дома и гостиницы. Тогда, наверное, такого расчета не было, поэтому сегодня это становится уже проблемой».
Вилон Бения уверяет, что с пятницы серьезного задымления нет, так как основной очаг горения ликвидирован.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия