В Цхинвале отреагировали на критику со стороны грузинских властей из-за работ по обустройству границы. Полномочный представитель президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев назвал действия Грузии «хорошо срежиссированным спектаклем», который является «частью информационной войны против республики и российско-югоосетинских отношений».
Полномочный представитель президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев сегодня дал развернутый комментарий государственным СМИ о реакции грузинской стороны на обустройство границы и инциденты в приграничной зоне. По его словам, происходящее является частью информационной войны против Южной Осетии:
«Протесты представителей Грузии по поводу проводимых пограничным ведомством Южной Осетии работ по обозначению госграницы являются частью информационной войны против республики и российско-югоосетинских отношений. Это хорошо срежиссированный спектакль, который разыгрывается то на одном участке госграницы, то на другом. Целью их является привлечение внимания к Грузии со стороны международного сообщества».
По его мнению, эти протесты «не имеют ничего общего с заботой о стабильности на приграничных территориях».
Возмутило югоосетинскую сторону и заявление о похищении людей после задержания 17 августа семерых граждан Грузии, которые, по словам Джиоева, «массово нарушили на автомашинах границу в районе села Адзысар». Полномочный представитель президента отметил, что республика продолжит обустройство границы в одностороннем порядке, так как Грузия отказывается от сотрудничества:
«Южная Осетия будет в одностороннем порядке проводить обозначение границы, поскольку грузинская сторона не идет на сотрудничество. Представители Южной Осетии и на Женевских дискуссиях, и на встречах в формате МПРИ постоянно заявляли об этом. Однако соревнующимся между собой в пиаре грузинским организациям нужны красочные шоу типа устроенного в прошлом году около села Атоц «митинга» с массовой демонстрацией отдельных частей своего тела, которые обычно прикрываются одеждой. В районе Гугутианткар до этого дело пока не дошло, но, повторяю, массовые приезды туда, обращение к международному сообществу – это чистой воды пропагандистская кампания», – заявил Джиоев.
Глава югоосетинской делегации МПРИ (Механизм по предотвращению и реагированию на инциденты) Егор Кочиев в беседе с «Эхом Кавказа» подтвердил, что Цхинвал неоднократно поднимал вопрос о совместном обозначении границы и на Женевских дискуссиях, и на встречах в Эргнети. Однако представители властей Грузии отказываются его обсуждать, говорит он:
«Буквально на каждой встрече формата МПРИ, иногда бывают технические встречи, на которых тоже звучит этот вопрос. Грузинская сторона отказывается обсуждать в любом формате вопрос прохождения границы и делает это абсолютно зря. Если бы мы обсудили этот вопрос, если бы мы обозначили линию прохождения границы, то намного облегчили бы жизнь населению на территориях, которые вплотную примыкают к государственной границе республики Южная Осетия. С обеих сторон, я хочу это подчеркнуть. И грузинские жители, видя, где находится граница, не нарушали бы ее и не задерживались бы за нарушение границы, и югоосетинские жители знали бы, где граница, и не заходили бы на сопредельную территорию. Это раз. Бывает очень много проблем с пропажей крупного рогатого и другого скота. Причем пропажи безвозвратные с обеих сторон. Была бы оборудована граница инженерными сооружениями, скотина не могла бы пересекать эту границу, поскольку это сетчатый забор высотой около двух метров, и преодолеть его скотина не может. Сейчас югоосетинская сторона продолжила оборудование границы, эта работа проводится строго на осетинской территории. Очень часто мы, дабы не сомневаться, что мы не нарушаем, проводим это вглубь осетинской территории приблизительно до ста метров, иногда мы ставим заграждения вглубь осетинской территории, то есть от линии государственной границы где-то в ста метрах. Это мы постоянно озвучиваем в формате заседаний, что, поскольку грузинская сторона не желает обсуждать, мы будем продолжать делать это в одностороннем порядке, а потом, когда все-таки наши южные соседи соизволят обсуждать с нами эту проблему, мы тогда уже определим, где проходит государственная граница, и поставим эти инженерные сооружения так, как они должны стоять».
По словам Кочиева, называть похищением задержание семерых граждан Грузии, которые 17 августа в состоянии алкогольного опьянения нарушили границу, в корне неверно:
«Это молодые люди приблизительно тридцатилетнего возраста, пьяные, нарушили государственную границу, были задержаны. Никто их ниоткуда не воровал, никто их не похищал, никто к ним никаких мер воздействия, я имею в виду физических мер воздействия, не применял. Они были задержаны, они были в состоянии алкогольного опьянения. Существует стандартная процедура – все эти дела передаются в суд, он выносит решение, как правило, это штраф. Они выплачивают штраф, причем выплачивают его не судьям, не пограничникам, они платят этот штраф в банке. И после этого их, как правило, выдворяют с территории Южной Осетии на территорию Грузии».
В октябре 2018 года правительство Южной Осетии одобрило закон об административной ответственности за нарушения в области защиты государственной границы РЮО, согласно которому размер штрафа вырос от 2 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, а юридическое лицо будет наказано на сумму от 400 тысяч до 800 тысяч рублей. По мнению югоосетинских властей, это могло стать сдерживающим фактором для нарушителей. Однако, согласно статистике за первое полугодие 2019 года, обнародованной Комитетом госбезопасности Южной Осетии 8 июля, число нарушений не уменьшается. По официальным данным, за указанный период было задержано «293 нарушителя установленных правовых режимов. Из них 120 – это нарушители режима государственной границы, 173 – пограничного режима».
Обустройство границы с Грузией началось спустя год после августовской войны 2008 года. В 2009 году Комиссия по делимитации и демаркации государственной границы Южной Осетии с Грузией через МИД Южной Осетии направила письмо в грузинский МИД и предложила совместно определить линию прохождения границы между двумя государствами. Не получив ответа, югоосетинская сторона начала работы в одностороннем порядке. При этом за основу были взяты карты бывшей Юго-Осетинской автономной области в границах 1984 года.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия