Одиннадцатая годовщина августовской войны. Мероприятия в память о погибших, споры о дате начала войны и возобновление т.н. бордеризации в селе Гугутианткари.
К своему дому, в котором 73-летняя Этер Гугутишвили прожила более 50 лет, сейчас она приходит только, чтобы собрать урожай. Сегодня это фасоль – аккуратная желто-зеленая горка на синем брезенте. От того капитального, как его называет пенсионерка, дома фактически остались только стены, вместо крыши – теперь небо. Впрочем, жить здесь, по ее словам, невозможно не только из-за этого, а в первую очередь из соображений безопасности. Уже за соседним домом проходит разделительная линия, которая накануне начала «продвигаться» вглубь села Гугутианткари: здесь началась т.н. бордеризация – возведение искусственных барьеров, которое, опасается Этер, может «поглотить» и ее дом.
«Я не поднималась наверх, но вчера видела, как они устанавливали там новые (ограничения). Я здесь не живу, живу в школе, тут неподалеку. Во время войны тут кроме меня никого не осталось, 13-го пришли сюда и меня избили. Я – мать четырех детей, трое из них беженцы. Все разграбили, дом разрушен, слава Богу, живы остались. Власти приходят сюда, военные, но что от этого? Мы ведь не начнем войну? 11 лет прошло, не знаю, что нам поможет. Только бы был мир, только об этом мечтаю. Ничего не хочу, только этого», – говорит Этер Гугутишвили.
По информации госминистра по вопросам примирения и гражданского равноправия Грузии Кетеван Цихелашвили, сегодня работы по установке ограждений не проходили. Накануне, сказала она, была дважды задействована «горячая линия» Миссии наблюдателей ЕС в Грузии. Эпизод, который имел место вчера, продолжила госминистр, неприемлем и незаконен и выглядит еще более провокационным в годовщину августовской войны. Это заявление Цихелашвили сделала в Шиндиси, куда представители правительства приехали, чтобы почтить память погибших:
«Это место для меня особенное, как, я уверена, для многих наших граждан. Я считаю, что шиндисские герои показали особый пример самоотверженности – именно такой, о какой мы читали в книгах по истории (...) Мы должны добиться мирного объединения. Это, разумеется, предусматривает и деоккупацию, и восстановление мостов между нашими обществами, разорванными колючей проволокой», – заявила Цихелашвили.
Между тем камнем преткновения для властей и представителей оппозиции сегодня стал вопрос о дате начала войны. Последние настаивают на 7 августа и обвиняют «Мечту» в пособничестве российской пропаганде. Говорит Григол Вашадзе, один из лидеров оппозиционного объединения «Сила в единстве»:
«7 августа – это дата начала войны. Российская пропаганда работает прекрасно. Если оставить все остальное, то 08.08.08 – выглядит так, что хорошо запоминается в голове. Второе – это попытка представить все таким образом, что якобы 7 августа Грузия открыла огонь, а 8-го РФ пришлось ответить. Это наглая ложь, такая же, какую Россия использует каждый день в отношении Украины. Война началась из-за того, что Россия открыла огонь 7 августа, Грузия открыла ответный. Президент издал указ о прекращении огня – была предпринята еще одна попытка, чтобы встать на путь переговоров. Но России 08.08.08 необходимо, чтобы продолжать доказывать, что 8 августа им якобы пришлось ответить».
Указ экс-президента Саакашвили упоминают в свою очередь и представители правящей команды. Правда, уже совершенно в другом контексте. Мамука Мдинарадзе, лидер фракции ГМ, заявил, что именно в указе, изданном тогдашним президентом 9 августа, сказано, что российские военные вторглись 8-го.
«Если мы говорим об этом, то это не только российский нарратив, но и нарратив Михаила Саакашвили. Впрочем, сейчас эта детализация совершенно ни к чему. Это абсолютная спекуляция, создание этого нового нарратива. А знаете, почему задаются такие примитивные вопросы наподобие того, кто начал войну? Начала, конечно, Россия, но делается этого для того, чтобы не прозвучали главные и реальные вопросы (...) Если мы говорим обо всем вышеупомянутом, давайте не будем накладывать табу, глубже вникнем в эту тему. Но глубина не устраивает «Нацдвижение», потому что там выявляются их, по меньшей мере, неразумные, а с другой стороны, возможно, предательские действия», – заявил Мдинарадзе.
«Августовская война была огромным ударом для политического, экономического и демократического развития Грузии», – сказано между тем в сегодняшнем заявлении Народного защитника Нино Ломджария:
«Там, где 10 лет назад люди интенсивно общались друг с другом, шла торговля, были крепки родственные и дружественные связи, сегодня пограничники РФ незаконно задерживают и штрафуют людей. С 2014 по 2018 год грузинская сторона зафиксировало около 1700 случаев задержаний/похищений людей из сел, прилегающих к оккупационной линии (...). Особенно тревожны факты незаконного посягательства на жизни людей. Об этом свидетельствуют убийства Давида Башарули в 2014 году, Гиги Отхозория – в 2016-м, Арчила Татунашвили – в 2018-м и произошедшее в 2019 убийство Ираклия Кварацхелия».
По информации омбудсмена, в общей сложности в результате конфликтов начала 90-х прошлого века и 2008 года пострадало более полумиллиона граждан Грузии. На сегодняшний день число зарегистрированных беженцев превышает 282 тысячи человек (282 485). Из них около 27 тысяч (26 888) стали вынужденными переселенцами в 2008 году, сказано в заявлении Народного защитника Грузии.