США высказывают обеспокоенность развитием событий в деле Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе. Грузинская оппозиция надеется, что это недвусмысленный сигнал для власти. В «Мечте» же предлагают довериться следствию.
Учредители «ТБС банка» Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе приняли решение покинуть свои должности в попечительском совете «ТБС групп». Они, как сказано в распространенном сегодня заявлении, не хотят, чтобы предъявленные им обвинения негативно отразились на деятельности «ТБС групп». Впрочем, это уже произошло: за сутки, прошедшие с заявления прокуратуры, акции компании на Международной лондонской бирже упали почти на 12%.
Между тем свою озабоченность выразило сегодня посольство США в Грузии.
«Непредвзятая и прозрачная правовая система, свободная от политических влияний, жизненно важна для западной интеграции Грузии и для привлечения западных инвестиций. Мы по-прежнему поддерживаем проект (строительства) порта Анаклия. Он – важный источник американских инвестиций для Грузии, и у него есть потенциал для оказания содействия экономическому росту страны», – сказано в заявлении посольства.
В оппозиции считают, что США ясно дали понять «Грузинской мечте»: происходящее в Грузии для них неприемлемо. Говорит один из лидеров «Нацдвижения» Роман Гоциридзе:
«Оно (заявление) прямо указывает на то, что в стране фактически идут политические репрессии. То, что происходит в связи с «ТБС банком» - за один день они потеряли капитал, с трудом нажитый за год. Это преступление – то, что сделала власть. С одной стороны – потопление проекта порта Анаклия, с другой – установление контроля над всей финансовой системой, которое было бы невозможно без подчинения «ТБС». И третье – устранение политических оппонентов и их преследование. Страна двигается в направлении авторитарного режима».
В то же время в «Мечте» призывают не делать поспешных выводов и выдвигают, к примеру, такую версию.
«Так каждый человек может сказать, что идет в политику и тем самым попробовать уйти от (ответственности) за какое-то преступление. Я не знаю – не могу ни оправдать, ни обвинять кого-то. Я понимаю, что в Грузии все еще низок уровень доверия к государственным институтам, появляются какие-то подозрения. Все вместе мы должны будем либо убедиться в том, что они имеют под собой основание, либо удостовериться в их беспочвенности», – сказал депутат парламента от «Грузинской мечты» Дмитрий Цкитишвили.
Президент страны Саломе Зурабишвили между тем считает, что глава государства не имеет права комментировать подобные дела. При этом она заявила, что следит за этим процессом и делает для себя определенные выводы, но высказывать свою точку зрения не намерена, т.к. это может оказать влияние на ход дела.
К прозрачности расследования призвали власти 16 неправительственных организаций, опубликовавших сегодня совместное заявление.
«Призываем Генеральную прокуратуру Грузии представить и обнародовать убедительные доказательства вины Хазарадзе и Джапаридзе, для того чтобы в обществе не осталось вопросов по поводу иных мотивов обвинения (...) Призываем власти Грузии хорошо осознать всю серьезность этого вопроса и тот урон, который может быть нанесен государственным интересам – как в плане избирательного или политического правосудия, так и в вопросе безопасности Грузии в долгосрочной перспективе и ее экономического развития, которые (могут быть поставлены под угрозу) в случае каких-либо перебоев в (строительстве) важнейшего проекта – порта Анаклия», – сказано в тексте заявления.
Генпрокуратура Грузии обвинила учредителей «ТБС банка» Мамуку Хазарадзе и Бадри Джапаридзе в отмывании незаконных доходов в размере около 17 миллионов долларов вчера, 24 июня. В то же время вопрос меры пресечения пока остается открытым. Ни Хазарадзе, ни Джапаридзе не задержаны, а в подобных случаях закон не ограничивает срок для ее избрания.