Правительство Грузии заинтересовано в том, чтобы строительство глубоководного порта Анаклия началось как можно раньше, заявил на специальном брифинге премьер-министр страны Мамука Бахтадзе.
Мамука Бахтадзе попросил журналистов не увязывать дело «ТВС банка» со строительством порта Анаклия.
«Хочу еще раз заверить общественность, что это неправильно – увязывать начало строительства с определенными следственными мероприятиями в отношении конкретных лиц и транзакций. Мы убеждены, что реализацией проекта должен заниматься частный сектор при поддержке государства, которое должно обеспечить необходимую инфраструктуру и поддержку в переговорах с международными финансовыми институтами. Мы не заинтересованы, чтобы начало строительства затягивалось до бесконечности, и убежден, что эту позицию разделяют и в консорциуме. Необходимо в сжатые сроки привлечь максимальное количество финансовых ресурсов в соответствии со взятыми сторонами обязательствами», – напомнил премьер.
Со своей стороны, в Консорциуме развития Анаклии говорят, что необходимые ресурсы изысканы и дело осталось за малым – желанием властей довести проект до логического завершения. Этой готовности власти не проявляют, заявил сегодня гендиректор организации Леван Ахвледиани:
«Приблизительный объем инвестиций для реализации первой фазы строительства глубоководного порта равняется 620 миллионам долларов, отсюда 400 миллионов мобилизованы со стороны Международных финансовых институтов, это долговые обязательства, дополнительно от Партнерского фонда – 100 миллионов и средства «ТВС холдинга» – 70 миллионов долларов. В течение ближайших двух недель мы планируем выявить генерального контактора строительства. Однако наши международные партнеры, будь то финансовые организации или операторы, выражают крайнюю озабоченность текущими процессами, препятствующими успешной реализации проекта».
Между тем в Минэкономики заверяют, что никакой угрозы проекту нет. В своем интервью телекомпании «Имеди» глава ведомства Майя Цкитишвили заявила, что власти не несут ответственности за возможный срыв проекта:
«После победы в конкурсе до подписания соглашения консорциум сразу заявил, что не сможет привлечь необходимые средства, после чего со стороны государственного Партнерского фонда было выделено 100 миллионов долларов, хотя это противоречило первоначальным планам правительства. В обязанности государства входила лишь передача земли и подведение необходимой инфраструктуры, в том числе железнодорожной. К сожалению, за два года мы не увидели динамики в развитии проекта. И теперь непонятно, зачем понадобилось Мамуке Хазарадзе и консорциуму увязывать вопрос банкаТВС и порта Анаклия. Думаю, весь этот ажиотаж вредит самому проекту, и мне, как менеджеру, хотелось бы видеть большей активности включенных в него людей».
По словам главы Центра стратегических инициатив Левана Алапишвили, заявления властей полностью расходятся с реальностью, и в этом ключе весьма показательны последние заявления главы Минэкономики:
«В этом деле политический импульс исходит как раз от правительства. В заявлении министра говорится, что консорциум не смог выполнить обязательства, но правительство изыскало и средства, и дало отсрочку в деле реализации проекта. Но об этом вспомнили лишь сейчас, когда прокуратура начала следствие. В то же время в бюджете 2018 года были четко прописаны обязательства властей по подводке к порту необходимой инфраструктуры. Однако эти средства так и не были израсходованы, что также говорит о нежелании властей оказывать содействие консорциуму. Ну и, наконец, консолидированная атака против ключевого фигуранта проекта говорит о том, что власти наносят удар не столько по банку, сколько по самой идее проекта Анаклия».
На фоне дискуссии, развернувшейся вокруг строительства порта Анаклия, примечательны слова представителя Госдепа США Курта Волкера во вчерашнем вечернем эфире телеканала «Рустави 2»:
«Запад возлагает большие надежды на Грузию. Порт Анаклия в первую очередь входит в стратегические интересы Грузии. Когда думаем о безопасности Грузии, мы подразумеваем военную безопасность, но важнее продвижение вперед в таких сферах, как усиление демократии, реформы, рост экономики, перевозка грузов, торговля. Соответственно, этот порт может быть стратегически важным для будущего Грузии и ее безопасности. Вы упомянули участвующие в этом проекте американские компании. У нас нет какого-то особого интереса к Анаклии, но мы заинтересованы, чтобы Грузия была успешной, прогрессивной и защищенной страной. Этот проект может способствовать этому процессу».