Решение Страсбургского суда повергло в шок сторонников оппозиционного телеканала «Рустави 2». Европейский суд по правам человека оставил в силе решение всех судебных инстанций Грузии о передаче активов компании бывшему владельцу Кибару Халваши, которые принадлежат ему по праву. Несмотря на призывы к властям гендиректора Ники Гварамия и правозащитников повременить с исполнением вердикта, публичный реестр за считанные часы удовлетворил заявление Кибара Халваши о вступлении во владение телекомпанией и смещении с поста гендиректора Ники Гварамия. К концу дня в телекомпанию пришел новый гендиректор – Паата Салия, который попытался поговорить с Гварамия.
«Я шокирован», – признался Ника Гварамия, вышедший в камуфляжном пиджаке к журналистам еще днем в 12:30.
К тому моменту уже был известен вердикт ЕСПЧ. Страсбургский суд не выявил нарушения права на справедливый и беспристрастный суд в тяжбе между нынешними и бывшим владельцами телекомпании. Тем самым был оставлен в силе вердикт Верховного суда Грузии от 3 марта 2017 года, согласно которому все активы «Рустави 2» должны перейти бывшему владельцу Кибару Халваши. Европейские судьи также отменили принятое два года назад решение о временном приостановлении исполнения грузинского вердикта. Благодаря этому решению главный оппозиционный канал страны продолжал вещание под руководством гендиректора Ники Гварамия.
Примечательно, что в части резолюции вердикта ЕСПЧ выпады гендиректора Гварамия в СМИ против грузинских судей расценены как попытка дискредитации судебной системы. Но об этом пассаже Гварамия сегодня не стал говорить. Видимо, это и побудило многих предположить, что за решением Страсбурга стоят деньги лидера правящей «Грузинской мечты» миллиардера Бидзины Иванишвили и президента России Владимира Путина.
«Абсолютно исключаю, – заявил в ответ Ника Гварамия. – Я не могу себе представить, чтобы западная цивилизация намеренно, тем более с использованием вот таких ужасных способов, закрыла бы в этой стране главный бастион западных ценностей. Считаю, что это решение – невероятное недоразумение. Тем более на фоне предыдущего решения».
Гварамия сообщил, что теперь гарантом независимой редакционной политики «Рустави 2» остается только он. А новый владелец Кибар Халваши, который к тому моменту успел сообщить, что изменения в работе «Рустави 2» коснется только гендиректора Гварамия, не сможет его уволить. Поскольку у него, Ники Гварамия, по его же словам, «хорошего юриста, если кто забыл», есть контракт, согласно которому Халваши, в случае увольнения Гварамия, должен заплатить тому баснословную сумму.
А сам Гварамия намерен уйти в том случае, если этого захотят журналисты телекомпании или же по истечении срока контракта – в декабре 2020-го.
Гендиректор обратился к Бидзине Иванишвили не торопиться с исполнением решения суда, дать 5-6 месяцев, чтобы он смог продолжить тяжбу в верхней палате Страсбургского суда. А иначе:
«Камуфляж на мне неслучайно. С полной ответственностью заявляю: если будет война – мы будем воевать».
«Предупредительный выстрел» Гварамия не напугали власти и нового владельца. Часом ранее министр юстиции Тея Цулукиани заявила, что этот вердикт доказал справедливость и беспристрастность грузинской Фемиды. Что же касается смены владельца – это прерогатива самого Кибара Халваши. Последний к тому моменту заявил, что гендиректором станет его адвокат Паата Салия.
Не делать этого призвали власти журналисты «Рустави 2», а также многие оппозиционные депутаты и общественники. «Наше доверие к Салия – нулевое, – заявила ведущая телеканала Нанука Жоржолиани. – Он даже не ответил на наш звонок, команде, которой обещал неприкосновенность».
Пока в прямом эфире кипели страсти, за два часа публичный реестр зарегистрировал Кибара Халваши новым владельцем «Рустави 2», а Паату Салия – гендиректором. Он же сообщил журналистам о предположительной сумме «неустойки» за разрыв контракта с Гварамия – пять миллионов долларов:
«Я обязательно ознакомлюсь с этим контрактом. Но у меня нет полномочий увольнять Нику Гварамия. Это прерогатива Кибара Халваши, о намерениях которого я не смогу сказать больше, чем он сам сказал в своем заявлении».
Представители «Нацдвижения» и «Европейской Грузии» заявили, что власти хотят заглушить главный оппозиционный телеканал. На заявление Кибара Халваши и представителей правящей силы о том, что справедливость восстановлена, отреагировали учредители и бывшие владельцы телекомпании Давид Двали и Джарджи Акимидзе. В 2004 Халваши завладел активами «Рустави 2», после того как их «отжали» у Двали и Акимидзе. А утерял свой бизнес новый владелец через два года, в 2006 году, когда у него и его друга – бывшего министра Ираклия Окруашвили – испортились близкие отношения с Михаилом Саакашвили и в целом с «Нацдвижением».
«Справедливость восстановится тогда, когда компания вернется первым владельцам», – заявляют Двали и Акимидзе, которые, в отличие от Кибара Халваши, все еще ждут, когда прокуратура расследует их дело.
Примечательно, что в 2015-м, после прихода к власти «Грузинской мечты», когда Халваши только затеял судебную тяжбу, он обещал Двали и Акимидзе вернуть 50% активов, к тому же Двали должен был стать гендиректором «Рустави 2». Сегодня об этом речь не заходила, хотя новый владелец Халваши обещает, что учтет и их интересы.
Глава Ассоциации молодых юристов Сулхан Саладзе указывает на то, как стремительно оформил телекомпанию на себя новый владелец, в то время как исполнение других вердиктов Страсбургского суда длится годами. По мнению правозащитников, очень важно, чтобы и при новом владельце «Рустави 2» сохранила свою независимую редакционную политику. Это обещал журналистам и новый гендиректор Паата Салия, который вечером пришел в здание телекомпании и встретился со своим предшественником Никой Гварамия и сотрудниками. Когда материал был подготовлен, беседа продолжалась.