Accessibility links

Что изменили акции протеста?


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

В Тбилиси с 20 июня продолжаются акции протеста. Непосредственным раздражителем стал эпизод с российским депутатом Сергеем Гавриловым, которого в ходе заседания Межпарламентской ассамблеи православных стран усадили в кресло спикера грузинского парламента. Возмущение выплеснулось на улицы, но недовольство зрело давно.

Власти выполнили два из трех основных требований протестующих: ушел в отставку спикер парламента Ираклий Кобахидзе и парламентское большинство согласилось перейти на чисто пропорциональную систему проведения парламентских выборов уже в 2020-м году. Осталось еще одно – отставка министра внутренних дел Георгия Гахария. По мнению митингующих, он должен уйти, потому что полиция сильно превысила свои полномочия во время разгона демонстрации в ночь на 21 июня. Гахария не уходит, а протестующие отказываются прекратить митинги.

Мы пока не знаем, чем все кончится, но я все равно попытаюсь подвести предварительные итоги: кто выиграл и кто проиграл?

Что изменили акции протеста?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:20 0:00
Скачать

Правящая «Грузинская мечта» получила чувствительный удар. Она не может похвастать эффективностью, но утверждает, что более гуманна, чем ее предшественники. Это представление во многом основывалось на том, что люди помнили весьма неприятные сцены разгона демонстраций во время правления Саакашвили, а при правлении Иванишвили похожих сцен не было. Сейчас в коллективном сознании накрепко укоренились новые кадры: спецназовцы, вооруженные ружьями с резиновыми пулями, охотятся за гражданами, которые пытаются прятаться за деревьями.

Иванишвили давно подозревали в том, что, несмотря на официально провозглашенный проевропейский курс, он тайно мечтает повернуть свою страну в сторону России. Многие его сторонники и союзники распространяют открыто антизападные взгляды. Но многие другие считали представление о тайном пророссийском крене Иванишвили тенденциозными домыслами оппозиции. Однако картинка сидящего в кресле спикера парламента Грузии депутата Гаврилова красноречивее любых аргументов, ee так просто из коллективной памяти не вытравить.

Важным для «Мечты» был и нарратив о том, что единственный ее реальный противник – «Национальное движение» во главе с Саакашвили. Теперь это звучит крайне неубедительно. Акции протеста подчеркнуто дистанцировались от политических партий как таковых, но прежде всего от «Национального движения». Сторонники последнего, конечно, тоже участвовали в акциях, но в качестве рядовых манифестантов.

В список проигравших – пусть в гораздо меньшей степени – можно включить и Михаила Саакашвили и его партию. Последний всегда утверждал, что перелома в борьбе с режимом Иванишвили можно достичь лишь через уличные акции, предполагая при этом, что он сам – естественный лидер для широкого движения протеста. Последние акции действительно были самыми массовыми и результативными после смены власти в 2012 году, но бывший президент в них никакой роли не играл. Получается, что уличная демократия может быть успешной, но только если она не ассоциируется с Саакашвили.

Наконец, очевидная жертва протестов – так называемая мягкая сила России в Грузии. Видимо, в Кремле думали, что антиоккупационная риторика характерна лишь для радикалов во главе с Саакашвили, а большинство к ней равнодушно. Но оказалось, что антироссийские настроения гораздо более сильны. Теперь даже представители «Мечты» считают себя обязанными на каждом шагу повторять, что «Россия – оккупант».

Кто же выиграл? Самый главный результат – переход на полностью пропорциональную избирательную систему. Это может многое изменить. До сих пор считали, что за счет административного ресурса «Мечта» заберет все мажоритарные округа и тем самым опять гарантирует себе большинство в будущем парламенте. Сейчас шансов на большинство у нее почти нет: практически гарантировано, что будущее правительство будет коалиционным. Чтобы облегчить себе задачу, «Мечта» решила упразднить барьер и запретить избирательные коалиции: таким образом она рассчитывает быть самой крупной рыбой в аквариуме с большим количеством мелких рыбешек.

Расширилось пространство для так называемых третьих партий, которые не ассоциированы ни с «Мечтой», ни с «Национальным движением». Но пока единственной более или менее внятной и организованной силой среди них остается «Европейская Грузия». Наверно, осень будет временем для формирования новых игроков.

Акции вселили новые надежды во многих противников режима: наконец появился свет в конце туннеля. Надпартийное гражданское движение расчистило часть пути, но идти по нему придется политическим партиям, которые пока выглядят не слишком убедительно.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG