С 2020 года Грузия перейдет на пропорциональную избирательную систему с нулевым избирательным барьером для партий. Об этом сегодня на брифинге заявил лидер правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили. По мнению экспертов, голосование по партийным спискам нивелирует преимущество крупных избирательных субъектов перед слабыми партиями.
Согласно внесенным в Конституцию поправкам, переход на пропорциональную избирательную систему должен был произойти не ранее 2024 года. На грядущих парламентских выборах 77 депутатов должны были быть избраны по партийным спискам, а 73 – в одномандатных округах. Однако сильный общественный протест вынудил внести коррективы в избирательную систему, признал, выступая на брифинге, учредитель и бессменный лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили:
«Мы добровольно отказываемся от стартовых преимуществ нынешней смешанной избирательной системы, при которой мы в прошлом с большим отрывом побеждали в одномандатных округах. Мы предлагаем полный переход к пропорциональной избирательной системе, где будет отменен минимальный проходной барьер. Мы рассчитываем на следующих выборах получить парламент, где будут представлены все политические субъекты и интеллектуальный потенциал страны».
Мнения специалистов по поводу будущего расклада в парламенте схожи. По словам главы Ассоциации молодых юристов Сулхана Саладзе, новшество позволит отобразить интересы всего политического спектра Грузии:
«С большой долей вероятности правящая партия не наберет необходимого количества мандатов для единоличного комплектования правительства, для чего ей понадобится вступать в коалицию. Здесь многое будет зависеть от того, сколько именно голосов будет не хватать «Грузинской мечте» для формирования кабмина. Если она недосчитается около 20-30 мандатов, то ей придется вступать в коалицию с партиями прозападной ориентации, однако если им будет недоставать 5-6 мандатов, то она перенесет акцент на партии патриотического толка, исповедующие антизападный курс».
По мнению конституционалиста Левана Алапишвили, реформирование избирательной системы нужно однозначно воспринимать в положительном контексте. Вместе с тем подводные камни остаются, резюмировал эксперт:
«При определенном раскладе мы можем получить полностью фрагментированный парламент образца 1992 года, где, безусловно, будет шумно и весело, но будет затруднено принятие решений. Впрочем, возможен и сценарий, где при условии консолидации 73 мажоритариев может быть сформировано несколько политических субъектов, которые, попав в парламент, присоединятся к «Грузинской мечте», которая в этом случае получит устойчивое большинство. В целом я не вижу причин, по которым какая-нибудь партия должна считать себя проигравшей в случае задействования пропорциональной избирательной системы».
Политолог Вахтанг Дзабирадзе считает, что крупнейшие политические субъекты однозначно потеряют мандаты в пользу мелких партий, так как действующая избирательная система предусматривает пропорциональное распределение между победителями голосов субъектов, не сумевших преодолеть 5%-ный барьер. К примеру, на прошедших парламентских выборах 2016 года около 20% голосов проигравших партий были распределены между четырьмя прошедшими в парламент партиями.
«Для получения одного парламентского мандата потребуется получение приблизительно 0,7% голосов избирателей, что позволит пройти в парламент весьма разнообразным субъектам, и это будет однозначно лучшим, чем однопартийное правление, которое наблюдалось при трех партийных эпохах («Союз граждан» Эдуарда Шеварднадзе, «Нацдвижение» Михаила Саакашвили, «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили). Конечно, нулевой барьер невыгоден ни «Нацдвижению», ни «Европейской Грузии», так как никто не захочет вступать с ними в коалицию. В сложившемся раскладе «Грузинская мечта», учитывая имеющийся в ее распоряжении административный и финансовый ресурс, получит шанс набрать больше голосов, чем две главные оппозиционные силы, если, конечно, вновь не наделает глупостей в течение оставшегося периода».
Рассмотрение поправок в Избирательный кодекс стартует в ближайшие дни, в ходе пленарного заседания парламента, на котором одновременно должны быть утверждены поправки в Конституцию. Напомним, правящая «Грузинская мечта» уже не обладает конституционным большинством.