Один из лидеров «Национального движения» Никанор Мелия, обвиняемый Генпрокуратурой в организации группового насилия в ходе акции протеста в Тбилиси 20-21 июня, а также в руководстве этим процессом и участии в нем, освобожден под залог в зале тбилисского городского суда. Сам Ника Мелия расценил решение инстанции как пощечину депутатам «Грузинской мечты», голосовавшим за приостановку его депутатской неприкосновенности. В свою очередь в большинстве считают, что освобождение Мелия лишь подтвердило независимость суда.
Ника Мелия освобожден под залог в 30 тысяч лари. Постановлением суда ему запрещено также выступать с заявлениями в публичных местах и покидать жилье без согласования со следственными органами. Оппозиционеру предписано сдать и все удостоверяющие личность документы.
Вердикт суда сторонники Мелия встретили овациями. Сам фигурант дела долго не мог пробраться к СМИ из зала суда. Вот его первое заявление для прессы:
«Сегодня Бидзина Иванишвили находится в худшем положении, чем вчера. Судья (Тимур) Гогохия не является рядовым судьей, он председатель коллегии и ближайший сподвижник судебного клана Чинчаладзе-Мурусидзе, которые являются как бы продолжением исполнительной власти. И заверяю вас, что по политизированным делам от них сложно ожидать объективности. И что произошло после вчерашнего, когда я увидел решимость власти меня арестовать? Иванишвили испугался, уж очень грязно было дело сфабриковано, очень был высок протест общественности. Думаю, еще реакция со стороны международных партнеров (сыграла роль). И они позвонили судье и приказали ему освободить меня».
Отдельную часть своего выступления Ника Мелия посвятил вчерашним парламентским баталиям, по результатам которых 91 депутат правящей партии проголосовал за снятие депутатского иммунитета с оппозиционера:
«Мне стыдно за вас! Обращаюсь к депутатам: поднимитесь к своему другу Бидзине Иванишвили и спросите, что он с вами сделал?! Оставил вас голыми, отнял достоинство, опозорил, поставил на колени, оскорбил. Ведь вы люди, которые должны в борьбе защищать достоинство страны».
С заявлением выступил и адвокат Мелия Георгий Кондахашвили, который увидел важность прецедента в решении судебной инстанции:
«С правовой точки зрения судья принял правильное решение, так как состряпанные прокуратурой доказательства имели нулевое значение. Считаю, что по результатам сегодняшнего дня ясно, что обвинительный приговор невозможен, хотя мы продолжим борьбу в правовом поле до победного конца».
В «Грузинской мечте» весь день старательно изображали спокойствие и даже равнодушие. Депутаты правящей партии один за другим заверяли журналистов, что решение судебной инстанции по шумному делу является доказательством независимости демократических институтов. С заявлением выступил один из лидеров партии Мамука Мдинарадзе:
«На протяжении всего вчерашнего дня «Нацдвижение» тиражировало версию, что парламентское большинство чуть ли не выдало санкцию на арест Мелия. На деле парламент Грузии выдал разрешение следственным органам обратиться в суд с ходатайством об избрании меры пресечения Нике Мелия. И суд фактически отправил его под домашний арест. В связи с этим можно вынести два заключения: Нику Мелия никто не арестовывал, и это оказалась привычной ложью «Нацдвижения», и второе – наш суд оказался независимой инстанцией, несмотря на многолетний антипиар со стороны наших оппонентов».
Со своей стороны в «Европейской Грузии» считают, что власти были вынуждены считаться с важными факторами. С заявлением выступил лидер партии Давид Бакрадзе:
«На процессе стало ясно, что у дела практически не было правовой стороны. Также мы увидели нарастание протестного движения на фоне растущего недовольства большей части общественности, которое требует наказания виновных в силовом разгоне митинга 20 июня, при котором увечья получили много человек. Разумеется, на этом фоне арест одного из лидеров оппозиции был бы расценен как вызов, и власти не могли не учитывать этот фактор. Его задержание имело бы катастрофические последствия».
По мнению политолога Гии Хухашвили, сегодняшнее решение суда перевело ситуацию в такое русло, которое дает понять: многократно подвергавшаяся критике судебная система Чинчаладзе-Мурусидзе оказалась более объективной, чем руководящее звено «Грузинской мечты».
«Власти находятся словно в осадном положении, и их действия не поддаются логике. Вчера произошла полная дискредитация парламента, и был показателен сам процесс поведения, риторики большинства. На этом фоне сегодняшний вердикт суда уже не представляет никакого значения, при любом исходе все оказалось бы проигрышным для «Мечты». Я бы назвал это суицидальным актом. Поэтому я предлагаю рассматривать дело Мелия как один из эпизодов кризиса, в который вогнала себя правящая сила. Убежден: они вновь попытаются вернуться к двухполюсному нарративу управления страной, где в роли привычных оппонентов будут выступать кровавые «Националы». Но думаю, это ресурс полностью исчерпал себя, так как после ночи 20 июня они сами на себя налепили ярлык кровавых исполнителей, а покрывательство министра внутренних дел Гахария лишь усугубило дело. Создалась ситуация, когда любое решение правящей силы бумерангом возвращается обратно», – заявил Гия Хухашвили.
Следственные мероприятия по делу Ники Мелия будут продолжаться на протяжении почти полутора месяцев. Первое заседания суда назначено на 14 августа.