Правительство Грузии в шестой раз продлило Консорциуму развития Анаклии срок исполнения финансовых обязательств. Уступки со стороны властей оппозиция объясняет вчерашним заявлением госсекретаря США Майка Помпео, где он выразил надежду на реализацию проекта.
Накануне в Вашингтоне во время совместного брифинга после встречи с премьером Грузии Мамукой Бахтадзе госсекретарь США Майк Помпео выразил надежду, что Грузия реализует проект порта Анаклия:
«Выражаю надежду, что власти Грузии до конца доведут строительство глубоководного порта. Этот проект поможет Грузии наладить отношения с развитыми экономиками, что позволит избежать влияния России и Китая, которые, хотя и позиционируют себя как друзья Грузии, не являются проводниками ее интересов».
В ответной речи Мамука Бахтадзе подтвердил готовность Грузии исполнять взятые на себя обязательства.
«Порт Анаклия имеет для нас особое значение. В Сиэтле я встретился с руководством компании SSA Marine, которая является участником консорциума, мы заинтересованы в том, чтобы в нем были представлены самые влиятельные американские компании. Этот проект пользуется нашей полной поддержкой», – заверил премьер Грузии.
Не дожидаясь возвращения премьера, правительство Грузии в спешном порядке на полгода отсрочило срок исполнения финансовых обязательств консорциума. Напомним, для осуществления первого этапа строительства порта требуется привлечь от международных финансовых институтов порядка 400 миллионов долларов. По словам вице-премьера Майи Цкитишвили, продление срока никак не связано с заявлением госсекретаря:
«Выраженная США поддержка говорит о том, что у этого порта имеется не только экономическое измерение, но и измерение в сфере безопасности. Известно, что в качестве ключевого основателя консорциума выступает американская компания, что определяет беспрецедентную поддержку со стороны государства. Мой комментарий никак не связан с заявлением госсекретаря. Отсрочка долговых обязательств консорциума связана с декабрем 2018 года, когда от финансовых институтов были получены новые требования в связи с изменениями контракта».
В оппозиции убеждены, что власти сознательно торпедируют проект. По словам члена политсовета «Нацдвижения» Тины Бокучава, нерешительность властей обусловлена давлением России:
«Первый дипломат США подал четкий сигнал о недопустимости срыва проекта. Было недвусмысленно сказано, что Анаклия имеет не только экономическое, но и стратегическое значение. Власти Грузии ведут двусмысленную политику – с одной стороны, они говорят о готовности поддержать проект, а с другой – под надуманными предлогами оказывают давление на участников консорциума. Думаю, политика властей состоит в том, чтобы любой ценой отложить начало строительства до парламентских выборов 2020 года, а затем в случае успеха ради удовлетворения требований Путина полностью заморозить проект».
По словам лидера «Европейской Грузии» Давида Бакрадзе, заявление Майка Помпео носит беспрецедентный характер:
«Тот факт, что госсекретарь говорит о значимости экономического проекта, говорит о его значении в геополитическом контексте. Весьма показательно, что, несмотря на клятвенные заверения властей Грузии о приверженности идеям проекта Анаклия, никто не верит в это ни в Грузии, ни за ее пределами. Причина не нуждается в пояснениях – на протяжении последнего периода консорциум находится под постоянным давлением со стороны властей. То было заведено дело на ключевого менеджера проекта, затем неожиданно всплыла идея расширения порта Поти. Неудобно, когда главный стратегический партнер проявляет большую заботу о будущем Грузии, чем сами ее власти».
На фоне заявлений властей и оппозиции диссонансом прозвучало заявление главы экономического комитета парламента Романа Какулия, который высказал сомнение в экономической целесообразности проекта:
«Основной вызов порта Анаклия кроется в его низкой конкурентной способности на фоне происходящих глобальных процессов. У него нет проблемы поддержки со стороны властей, главная его проблема кроется в убеждении инвесторов в его жизнеспособности и уверенности в том, что он может составить реальную конкуренцию другим маршрутам».
Вчерашние заявления госсекретаря США прокомментировали и в неправительственном секторе. Основатель Центра стратегического анализа (GSAC) Нодар Харшиладзе выразил уверенность, что власти Грузии не заинтересованы в проекте Анаклия:
«Весь последний год мы только и слышали от властей, что проект Анаклия имеет исключительно коммерческий подтекст. Последнее заявление (госсекретаря) продемонстрировало заинтересованность США в этом вопросе, в особенности в той части заявления, где речь шла об исходящих из России и Китая угрозах. Настало время решительно продолжить проект, хотя у меня есть сомнения по поводу наличия политической воли у наших властей».
Ближе к вечеру на решение правительства отреагировал Консорциум развития Анаклии. В заявлении говорится:
«Консорциум уже завершил все международные тендеры, выявил победившие строительные компании и готов к переходу к новой, еще более активной фазе строительства порта Анаклия. Если в течение одного месяца между правительством и банками будет достигнуто соглашение по восьмому пункту, с уверенностью заявляем, что в установленные сроки, конец 2020 года – начало 2021 года, порт Анаклия сможет принять первый корабль».
Проблема несогласованного восьмого пункта кроется в требовании международных финансовых институтов, которые хотят, чтобы государство застраховало риски инвесторов и банков в случае снижения грузооборота, сокращения доходов или других рисков. В правительстве считают, что ответственность за предполагаемые риски должны нести консорциум и инвесторы, и отказываются выдавать финансовые гарантии.