Когда сегодня около полудня я зашел в кабинет председателя Центральной избирательной комиссии Абхазии Тамаза Гогия, как раз должно было начинаться заседание сессии парламента республики, на котором депутаты планировали решить вопрос о переносе даты выборов президента Абхазии с 21 июля на 25 августа.
Я начал свои вопросы к собеседнику с того, каковы будут действия ЦИКа в случае, если пакет документов, регулирующий этот перенос, будет принят, и в случае, если не будет (тогда бы Абхазия попадала в настоящий правовой тупик, если не сказать «коллапс»). Тамаз Гогия сказал об этом решении:
«Насколько мне известно, оно прошло.
– Как, уже? Как могло так быстро?
– Ну, вот так мне сейчас сообщили. Информация, правда, неофициальная у меня. Но она же сейчас распространяется по всяким гаджетам быстрее, чем… Вот сейчас ко мне зашли, доложили, что такая информация прошла. Такая вот ситуация».
Удивление мое было вполне объяснимо, поскольку часы в тот момент показывали ровно пять минут первого, а заседание сессии, на которое приглашались журналисты, начиналось в двенадцать. Неужели менее чем за пять минут был решен такой непростой вопрос, обсуждения которого общество ждало еще 22 мая, но который был отложен для изучения и проведения дополнительных консультаций в общей сложности почти на неделю? Позднее узнал из СМИ, что заседание началось немного ранее 12 часов. Как рассказал один из парламентариев, состоялся «доверительный разговор между депутатами. Спикер парламента взял на себя инициативу, и решение прошло».
Тамаз Гогия между тем продолжал:
«Правда, я не знаю, какой нормативно-правовой документ при этом принят, каковы основания… И будут ли его обжаловать?
– А кто может обжаловать?
– Ну, как «кто»? Любой гражданин может обжаловать в Конституционном суде».
Это, подумалось, конечно, вряд ли, потому что даже самый упертый гражданин не захочет навлекать на себя гнев общества, которое только что с трудом выбралось из этой кризисной ситуации. Тамаз Гогия заверил, что ЦИК готов к проведению выборов, и перенос их на более поздний срок этой готовности никак не помешает:
«Мы завтра буквально намерены провести экстренное заседание Центральной избирательной комиссии и внести изменения в наш план-график работы, который определял календарные дни регистрации инициативных групп и политических партий».
Но все это, подчеркнул Гогия, будет после получения соответствующего документа из парламента. Очевидно, что все даты (так, ранее предполагалось начать регистрацию инициативных групп и политических партий по выдвижению кандидатов 22 мая) сдвигаются соответственно на месяц и четыре дня. Гогия напомнил: «В законе сказано: за 60 дней до дня голосования начинается регистрация инициативных групп и политических партий. Заканчивается – за сорок дней до выборов. А за тридцать дней до голосования заканчивается регистрация кандидатов».
Я поинтересовался также вопросом: будет ли ЦИК публиковать сведения об имуществе, предоставляемые кандидатами. В 2004 году это делалось, но потом от данной практики ушли. Не следует ли сейчас, на фоне развернувшейся в обществе борьбы за обязательное декларирование доходов госчиновников и ратификацию 20-й статьи Конвенции ООН «О противодействии коррупции», к ней вернуться? Гогия зачитал данные, которые по закону подлежат публикации, и закончил перечисление следующим:
«Сведения об имуществе. Здесь речь идет не о декларировании доходов, а об имуществе, которое они указывают и которое мы обязательно должны публиковать. Мы планируем это делать, но в любом случае решение не мной лично принимается, мы – коллегиальный орган».
Между тем на днях, пока длилась пауза в парламенте, который должен был дать ответ на предложенный президентом законопроект по переносу выборов, общественное объединение «Общее дело» и ОНД обменялись заявлениями. «Общее дело» распространило заявление, в котором говорится: «Высший совет общественного объединения «Общее дело» готов поддержать достигнутые договоренности о переносе выборов президента Республики Абхазия с 21 июля на 25 августа и требует до начала голосования дать гарантии того, что кандидатом от этих оппозиционных сил будет выдвигаться Аслан Бжания и перенос выборов связан исключительно с предоставлением возможности Аслану Георгиевичу участвовать в президентских выборах… Выдвижение другого кандидата от оппозиционных организаций полностью дискредитирует перенос выборов, который был обоснован состоянием здоровья Аслана Бжания. Спекулирование сложившейся ситуацией в личных политических и иных целях неприемлемо и несправедливо не только по отношению к обеспокоенным односельчанам и сторонникам Аслана Георгиевича Бжания, но в отношении всех граждан Абхазии».
Это вызвало немалое удивление у многих наблюдателей, в частности, в соцсетях. Возможно, говорили некоторые, «Общее дело» знает что-то, о чем не говорит и о чем мы не знаем, но для любого логически мыслящего человека требование предоставить тут какие-то гарантии выглядит странно. Да, на пресс-конференции 2 мая лидеры оппозиции заявили, что «дублера» у Бжания нет и его соратники надеются на его скорейшее выздоровление. Однако кто может «гарантировать» это выздоровление в необходимые сроки, даже с учетом переноса выборов на 25 августа? Организм и здоровье человека – слишком тонкая материя, чтобы тут, особенно с учетом опубликованных данных о состоянии пациента, можно было давать гарантии.
25 мая, на следующий день, Общенациональное движение по защите государственности Абхазии выступило с ответным заявлением под заголовком: Оппозиция не принимает ультиматум от ОО «Общее дело». В нем было сказано: «Мы сейчас как никогда едины в своем решении. И если вдруг случится такое, что Аслан Бжания не сможет участвовать в выборах президента РА, объединенная оппозиция дружно выберет другую кандидатуру для участия в президентской кампании. При этом хотим заверить, что это будет крайняя мера, о которой пока нет речи».
И, наконец, сегодня появилось еще одно заявление, в котором высший совет ОО «Общее дело» сообщает, что кандидатом на пост вице-президента Абхазии от имени «Общего дела» будет председатель организации, депутат второго созыва парламента Республики Абхазия, кавалер ордена Леона Вадим Смыр.
На днях также в соцсетях распространилась информация, что инициативная группа собирается выдвинуть кандидатом в президенты Астамура Отырба, бывшего руководителя «Абхазчая».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия