Хотя до официального старта президентской гонки в Абхазии и начала выдвижения кандидатов осталось еще около четырех недель, в республике продолжается, если уместно такое слово, «анонсирование» предполагаемых кандидатов. Тут, как говорится, у каждого «свой маневр». Некоторые, можно предположить, считают более выгодным использовать «эффект неожиданности» и раньше последней декады мая не афишировать своих намерений. Другие же посчитали более целесообразным заявить о себе раньше, чтобы общество начало привыкать к тому, что у них есть президентские амбиции. Теоретически, конечно, возможно, что после 21 мая они передумают и не будут выдвигаться, но это вряд ли…
Потребность в названном анонсировании возникла нынче, думается, вот почему. Две предыдущие кампании, которые проходили в связи с внеочередными выборами президента РА, в 2011 и 2014 годах, имели, так сказать, короткий разбег, и тогда все очень быстро переходило в стадию выдвижения и регистрации кандидатов. Перед очередными выборами – 2004 и 2009 годов – имена основных предполагаемых кандидатов задолго порой до старта кампаний звучали на съездах партий и общественно-политических движений.
Сейчас же, благодаря, в частности, все более активному общению в соцсетях и на интернет-форумах, в Абхазии предполагаемых кандидатов начали обсуждать уже очень давно, за 2-3 года до выборов; то и дело проводились, например, опросы пользователей на тему, за кого бы они проголосовали, проводись голосование в следующие выходные. (При этом никто не уточнял, собираются ли фигуранты этих опросов баллотироваться в кандидаты.) В СМИ имена возможных претендентов на президентское кресло звучат, насколько помню, с сентября прошлого года. И, наверное, было бы просто неправильно, если бы все это оставалось в области догадок и домыслов. 27 марта в первой из еженедельных передач нового цикла «Обмен мыслями» телеканала «Абаза-ТВ» озвучил свое намерение баллотироваться в президенты Астамур Тарба, который 15 лет назад ушел с госслужбы и все это время отсутствовал в публичном пространстве. Разговоры о возможности этого и о том, что его собирается поддержать часть нынешней властной команды, ходили уже немало месяцев…
В конце марта я рассказывал на «Эхе Кавказа» и об этой телепередаче, и о том, что за неделю до этого разрешилась другая интрига грядущих выборов. А именно: председатель совета Священной митрополии Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар), о котором с конца прошлого года ходили настойчивые слухи как о человеке, которого собирается выдвигать кандидатом в президенты учрежденная тогда же общественная организация «Общее дело», опубликовал в Фейсбуке пост, в котором заявил, что отказывается от такого намерения. Мотивировал архимандрит это, прежде всего, тем, что люди, ранее настойчиво предлагавшие ему сделать этот шаг, в последнее время стали от него дистанцироваться.
Впрочем, публично на тех мероприятиях, которые проводились при создании «Общего дела», организацией, воспринятой в Абхазии как «третья сила», имя о. Дорофея ни разу не называлось.
И вот вчера «Общее дело» распространило в СМИ сообщение, что 5 апреля на расширенном заседании его высшего совета было принято решение о проведении внутреннего голосования по определению кандидатуры, которая от имени организации будет участвовать в предстоящих выборах президента Абхазии. «Подавляющим большинством голосов было принято решение, что кандидатом на пост президента Республики Абхазия от имени «Общего дела» будет член Высшего совета организации, депутат 5-го и 6-го созывов Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия Алмас Северьянович Джапуа… Голосование проходило не по обычно принятой схеме, так как никаких имен изначально заявлено не было. Участники общественного объединения предлагали кандидатов, которые, по их мнению, могут занять высший государственный пост», – говорится в заявлении. СМИ на это заседание не приглашались, но, как знаю из некоторых источников, около семидесяти участников заседания написали на бюллетенях имя предлагаемого кандидата и бросили в урну. При подсчете оказалось, что по несколько голосов набрали председатель общественной организации Вадим Смыр и Тенгиз Джопуа, остальные – Алмас Джапуа.
Почему же общественности о данном решении стало известно лишь спустя почти три недели? Вчера же в интервью одному из СМИ Алмас Джапуа пролил на это свет, сказав, что решение принял не сразу, попросил коллег дать ему время для раздумья, обсуждения этого предложения с семьей и родственниками. Окончательное решение он принял во вторник 23 апреля. На новость о том, что Алмас Джапуа будет выдвигать свою кандидатуру на должность президента Абхазии, болезненнее всех отреагировала его мать, признался он. «Для нее это было тяжелым событием, так как ей кажется, что это связано с большими рисками. Вдобавок к этому она знает, насколько сложна эта должность. В принципе, она категорически против этого. Члены семьи, хотя и поддержали меня, но для них это сложное событие», – сказал Джапуа.
Алмас Джапуа родился 4 июля 1979 года, то есть ему исполнится сорок лет в самый канун выборов. (Кстати, когда началась Отечественная война народа Абхазии, ему было 13 лет, а это значит, что в Абхазии уже проходят президентские выборы, на которых не всем кандидатам будет задаваться вопрос об их участии в войне.) Учился в Ростовском государственном экономическом университете на факультете национальной и мировой экономики. Был одним из лидеров политической партии «Айнар». С 2014 года – депутат Народного Собрания Республики Абхазия. Женат. Отец четверых детей.
Сегодня утром я принял было за «анонс» выдвижения встреченный в Фейсбуке пост, в котором излагалась биография одного из кандидатов в президенты Абхазии еще 2009 года с предложением баллотироваться и на этот раз. Но, начав уточнять, выяснил, что это было просто пожелание одного из интернет-пользователей.
Но вот что не могло не привлечь внимания всех следящих за предвыборной ситуацией в Абхазии, так это резкое ухудшение состояния здоровья абхазского парламентария и главного предполагаемого кандидата в президенты от объединенной оппозиции Аслана Бжания. 18 апреля он в тяжелом состоянии был госпитализирован в одну из городских больниц Москвы. 19 апреля состоялось экстренное заседание Совета общенационального движения по защите государственности Абхазии, которое выступило с заявлением в связи с неожиданным и резким ухудшением здоровья политика. Премьер-министр Абхазии Валерий Бганба встретился с министром здравоохранения и представителями МИД республики и поручил им оказать возможную помощь и поддержку родственникам Аслана Бжания, находящимся в Москве вместе с пациентом.
Как водится, по сарафанному радио и в соцсетях распространились самые разные предположения о диагнозе и самочувствии политика. Тем более, на фоне сообщений о том, что «двое личных телохранителей Аслана Георгиевича находятся на обследовании в городе Москве. У одного из них схожие симптомы». Но по поводу последнего один интернет-комментатор заметил: «Вообще-то вирусная пневмония – заразная болезнь, так что чему удивляться?»
Сегодня прочел такой пост одного из соратников Бжания: «Мы ждем возвращения нашего лидера Аслана Бжания и уверены, что он активно включится в общественно-политическую жизнь страны и приступит к работе. Большинство пользователей соцсетей обеспокоены случившимся и желают скорейшего выздоровления Аслану Бжания. Но, к сожалению, находятся и такие нечистоплотные люди, которые передергивают факты и умышленно искажают ситуацию… Состояние Аслана Бжания стабильное, делается все возможное для возвращения его в строй».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия