Саломе Зурабишвили – архитектор «новой Европы» или популист с комплексом мессии? Статья президента Грузии во французской газете Le Monde о европейском будущем Грузии и самой Европы вызвала неоднозначную реакцию. Оппозиция обвинила главу государства в завышенных амбициях и неспособности трезво оценивать ситуацию.
«Моя победа на выборах стала итогом кампании, которая проходила под европейским флагом и была нацелена на одну задачу – вступление в Европу», – статья за авторством пятого президента Грузии Саломе Зурабишвили во влиятельном французском издании Le Monde вызвала в стране противоречивые реакции. Уверенность главы государства в том, что, «избрав ее президентом 28 ноября 2018 года, грузины пошли против модных евроскептических тенденций», была воспринята неоднозначно. Отождествление госпожой Зурабишвили своей персоны с европейским выбором Грузии в оппозиции назвали абсурдом.
Одна из лидеров «Национального движения» Саломе Самадашвили считает, что у главы государства ярко выраженный комплекс мессии, который наглядно проявился на фоне недавнего ажиотажа вокруг президентского портрета. По информации, просочившейся из грузинского МИДа, его обязали повесить во всех диппредставительствах Грузии:
«Я не думаю, что выставление портрета президента будет способствовать улучшению качества работы наших посольств. Мне кажется, это, как и все ее неоднозначные высказывания, каприз человека, который воспринимает себя в качестве некой грандиозной личности».
Но Саломе Зурабишвили такие оценки не смущают. Президент уверена, что лишь она сумеет убедить ЕС в необходимости принятия Грузии в европейскую семью. Тбилиси, по мнению главы государства, сегодня оказался в двойной ловушке из-за текущей политики расширения ЕС. Эта политика, считает Зурабишвили, способствует евроскептицизму в самом Старом свете, поскольку идет наперекор потребности народов в границах и сплоченности.
Коснулась президент и пресловутого Брекзита, который немногим ранее называла возможностью для Грузии вступить в ЕС вместо покидающей его Великобритании. Теперь у Саломе Зурабишвили немного скорректированный взгляд на ситуацию:
«Брекзит стал кризисом расширения, который в свое время предрекал генерал де Голль. Он свидетельствует о неспособности Европы продвигаться вперед с 28 членами с той же скоростью, как было при шести. Инициатива президента Макрона (она была озвучена в обращении к европейским гражданам от 5 марта) является спасительной, поскольку создает возможность для обсуждения того, какой должна быть переосмысленная Европа. Для перерождения Европе следует переступить через логику единообразия и пойти на формирование нескольких дополняющих друг друга образований в рамках большой Европы. Если Европа хочет что-то значить перед лицом континентальных государств XXI века, ей нужно объединять, а не разделять. Европе завтрашнего дня будут нужны все: от бастиона парламентской демократии в лице Великобритании до колыбели терпимости в лице маленькой Грузии».
При этом Зурабишвили поспешила успокоить Брюссель – она не требует для Грузии статуса кандидата на вступление в ЕС уже с завтрашнего дня, а просто предлагает поразмыслить над созданием некого «нового статуса, который предоставит Грузии больше Европы и заложит основы большой Европы, чьим ядром являются либеральная демократия и гуманистические ценности». Грузия, по словам Зурабишвили, «хочет быть лабораторией новой Европы».
Представитель Европы «старой» Карл Харцель, в свою очередь, уверяет, что Тбилиси сегодня и так в числе главных партнеров Брюсселя. И, как следует из заявления посла Евросоюза, европейский вектор Грузии в самой Европе заметили задолго до того, как Саломе Зурабишвили взяла на себя роль главного проводника.
«Трагические результаты 9 апреля открыли путь суверенной, независимой и демократической Грузии, которая сегодня является главным партнером ЕС», – написал дипломат в Твиттере.
То, что Саломе Зурабишвили не имеет никакого отношения к европейскому выбору грузинского народа, уверены в «Европейской Грузии». Более того, по мнению одного из лидеров партии Гиги Бокерия, Зурабишвили, которая, по его словам, стала президентом лишь благодаря капризу Бидзины Иванишвили, не имеет никакого морального права диктовать Грузии или, тем более, Европе, каким должно быть развитие демократических ценностей:
«Это диагноз команды Иванишвили. Институтов не существует, существуют его персональные симпатии. И это разрушает будущее страны. В данной ситуации Зурабишвили, конечно, является некой капризной персоной с большим самомнением, но в этой стране все капризы зависят от отношения Иванишвили. И все эти заявления лишний раз доказывают, что у нас нет уважения к государственным институтам, здесь уважают только капризы Иванишвили».
Впрочем, по мнению историка Лаши Бакрадзе, наблюдающийся в Грузии откат от демократических ценностей спровоцирован самой Европой и является лишь отражением общемировых тенденций:
«В целом надо сказать, что то, за чем мы наблюдаем в мире, а Грузия, естественно, является частью мира, мы видим, что под вопрос ставятся очень многие демократические ценности и институции. Это – общий процесс. Как будет все это развиваться – очень трудно сказать, конечно. В странах развитой демократии, которые мы всегда считаем примерами – будь то Франция, Германия, Великобритания, – и там мы видим, что довольно большая часть общества ставит под вопрос существующие демократические структуры, существующую систему в целом».
По словам историка, Грузия вступила в очень сложную эпоху и очень многое сейчас зависит от того, насколько подготовленным и умным будет грузинское общество, чтобы не стать вновь, как это часто случалось в истории Грузии, легким объектом манипуляции для внешних сил.