Новой страницей в грузино-французских отношениях назвал сегодняшнюю встречу с президентом Грузии Саломе Зурабишвили ее французский коллега Эммануэль Макрон. На совместной пресс-конференции лидеры двух государств говорили и России и о судьбе договора Медведева-Саркози о прекращении огня, достигнутого 12 августа 2008 года.
Не только французская обходительность и галантность побуждала президента Эммануэля Макрона восхвалять президента Грузии Саломе Зурабишвили. Макрон, похоже, был искренен: какому французу не будет импонировать тот факт, что «успешный французский дипломат» стал президентом на исторической родине?
Это о Саломе Зурабишвили, выросшей во Франции в семье эмигрантов, деятелей первой демократической республики Грузии, и спустя десятилетия вернувшейся в Париж в качестве президента Грузии.
Примечательно, что о ее французском образовании вспомнил и законченный ею в свое время Институт политических наук. Накануне Зурабишвили прочла там лекцию «Грузия и Европа: возможности в изменчивой среде».
И, конечно же, по такому факту в Елисейском дворце сочли необходимым упомянуть о заслугах и других грузинских эмигрантов, посвятивших свою жизнь Франции. Речь идет о полковнике зарубежного легиона Дмитрии Амилахвари, воевавшем в армии Де Голля за освобождение Франции.
Именем Дмитрия Амилахвари и был назван новый формат диалога между Грузией и Францией.
– Это новая страница в грузино-французских отношениях, – заявил президент Макрон после встречи с грузинской коллегой и подписания декларации о сотрудничестве в формате «Грузино-французский диалог имени Дмитрия Амилахвари».
Президент Франции Эммануэль Макрон дал понять, что Франция продолжает поддерживать Грузию в процессе разрешения конфликта с Россией:
«Мы осуждаем так называемый процесс бордеризации на административной линии между сепаратистскими регионами и остальной Грузией. Этот процесс противоречит международному праву и создает опасность населению, создает препятствия ему в свободном передвижении. Все это не способствует нормализации».
Пресс-служба президента Грузии сообщает, что Эммануэль Макрон также пообещал, что Франция продолжит напоминать России о необходимости выполнения договора Медведева-Саркози, что подразумевает отвод российских войск к линии до начала боевых действий в августе 2008-го, а также допуск миссий наблюдателей ЕС в регионы Абхазии и Южной Осетии.
Грузинских журналистов интересовал вопрос, насколько реально сейчас урегулировать отношения с РФ при посредничестве уже действующего президента Макрона. На что Саломе Зурабишвили ответила:
«Думаю, для того, чтобы Франция стала посредником в вопросах с Россией, согласие на это посредничество надо получить также и с другой стороны, но я не уверена, что сегодня это есть. Франция постоянно заявляет, что признает наш суверенитет и территориальную целостность и помогает нам в политике непризнания. Помимо заявлений, со стороны Франции есть готовность всячески напоминать России о ее обязанностях в том формате и в тех моментах, которые дают такую возможность».
Это начало интенсивного сотрудничества, заявила журналистам Саломе Зурабишвили еще до встречи с Эммануэлем Макроном:
«Думаю, мы должны поднять наши отношения на такой уровень, когда можно больше требовать от партнера, который должен быть, я так считаю, особенным партнером для Грузии. «Диалог Амилахвари» будет очень важным инструментом, обеспечивающим более глубокие отношения с Францией во всех отраслях, и в первую очередь в сфере безопасности».
Радушный прием президента в Париже в Тбилиси не оставили без внимания. Депутат «Грузинской мечты», вице-спикер парламента Тамар Чугошвили рассказала, какие перспективы открываются после этого визита:
«Поддержка Франции нам нужна не только в вопросах территориальной целостности, но и в вопросах интеграции Грузии в ЕС и НАТО. Я очень надеюсь, что установленные в результате этого визита отношения помогут нашей стране в этом направлении».
Этот оптимизм не разделяют в стане оппозиции, говорит депутат от «Европейской Грузии» Гига Бокерия:
«У нас есть правительство, и теперь к нему добавилась госпожа Зурабишвили, которая не следует конкретной повестке дня, непоследовательна, у нее не определены задачи, которые нужно достигать пошагово. Есть только всеобщее удовлетворение тем, что Франция – хорошая страна и наш сторонник. Это так, и это хорошо, и мы благодарны за это. Но у нас должна быть стратегия и повестка дня для последующих шагов, которые у нашего правительства не намечены».
Оппозиционер сокрушался по поводу того, что трибуну Елисейского дворца президент Зурабишвили не использовала для поднятия вопроса гибели граждан Грузии в Абхазии и Южной Осетии Гиги Отхозория и Арчила Татунашвили, а также санкционного «списка Отхозория-Татунашвили», в который вошли лица, совершившие тяжкие преступления против граждан Грузии на территориях отколовшихся регионов.