Саломе Зурабишвили продолжает тему, которую начала еще в ходе предвыборной кампании. Теперь президент выступила с инициативой создания нового переговорного формата в отношениях с мятежными регионами Грузии.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили выступает с инициативой создания нового формата, заявила на специальной пресс-конференции пресс-спикер Хатия Моисцрапишвили:
«Грузия является страной, взявшей на себя обязательство не прибегать к военной силе при разрешении конфликтов. Работа над новым форматом ведется, нам необходима площадка для перманентного политического диалога на высоком уровне. Президент Грузии считает, что должны по-прежнему функционировать существующие форматы, но считает, что формат Женевских переговоров не отвечает тем необходимым требованиям, то есть формата Женевских переговоров недостаточно для политического диалога на высоком уровне».
Оппозиция в резкой форме раскритиковала новые инициативы. Масла в огонь подлили откровения президента в вечернем эфире телекомпании «Пирвели», где Саломе Зурабишвили повторила высказанный в ходе предвыборной гонки тезис о виновности экс-президента Михаила Саакашвили в бомбардировке Цхинвали.
Заместитель главы фракции «Европейской Грузии» Серги Капанадзе выразил полное несогласие с пакетом президентских высказываний и инициатив:
«По всей видимости, госпожа Зурабишвили не понимает, что отсутствие прогресса на Женевской площадке не говорит о том, что формат плох, это означает, что Москва не проявляет политической воли при ведении переговоров. Поэтому надо изобретать не новый формат, а усилить давление на Россию. Очень жалко, что у нас такой президент».
Аналогичное мнение выразили и в «Нацдвижении». Заявления Саломе Зурабишвили идут вразрез с интересами Грузии, считает один из лидеров партии Саломе Самадашвили:
«Утверждение президента, что грузинская сторона бомбила собственное население в Цхинвали, а также заявление о неэффективности женевского формата в состоянии инициировать пересмотр международного соглашения 2008 года о прекращении огня со стороны России. Думаю, деятельность госпожи Зурабишвили в ранге президента несет угрозу государственным интересам Грузии».
Со своей стороны представители «Грузинской мечты» советуют оппозиции не демонизировать позицию президента.
«Женевский формат не будет пересмотрен», – пообещал председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили:
«Насколько я понимаю, идет работа над созданием вспомогательного формата, который призван консолидировать в отношении Грузии международную общественность. Речь идет об этом, женевский формат остается локомотивом».
В аналогичном ключе высказался лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе.
«Всем известна наша позиция в отношении войны 2008 года – агрессором является Россия. Нашей конечной целью является повышение статуса переговорного процесса и, как следствие, (политического) веса принятых решений. Женевский переговорный формат должен принимать более действенные решения», – высказал убеждение депутат.
Основатель Центра стратегических и международных исследований Нодар Харшиладзе заострил внимание на необходимости сохранения женевского формата:
«Понадобились значительные усилия, чтобы Грузия не вела переговоры с Россией в одиночку. Поэтому женевский формат, где наша сторона при посредничестве международных партнеров ведет диалог с Россией, полностью отвечает этим требованиям. Прямой разговор с Россией непрост не только для Грузии, но и гораздо более сильных государств, так как это государство не приемлет ничего, кроме политики запугивания, шантажа и угроз».
По мнению конфликтолога Георгия Гобронидзе, президентские инициативы требуют большей доработки:
«Президент должен пояснить, по какой причине женевский формат не соответствует высоким стандартам. Если президент желает повышения его уровня до уровня минского формата, в котором Украина ведет переговорный процесс, то и он не принес желаемого результата этой стране из-за принципиально жесткой политики России, которая военной силой блокирует любые инициативы. Думаю, прямые переговоры с Россией губительны для Грузии, о чем свидетельствуют Дагомысские и последующие соглашения, когда, несмотря на всевозможные уступки Грузии, Россия активно препятствовала реинтеграции Абхазии и Цхинвальского региона».
По мнению вице-президента Атлантического совета Бату Кутелия, тональность заявлений президента обусловлена узкими партийными интересами правящей партии «Грузинская мечта».