«Старые» против «новых» – игра началась. Эка Беселия не скрывает своих планов: ее задача – убрать из грузинской политики молодых «мечтателей». Причем сделать это уже в ближайшее время, чтобы к выборам 2020 года не оставить шансов оппонентам.
Эка Беселия обещает хранить заветы Октября (2012 г.). В недавнем прошлом глава юридического комитета парламента Грузии собирает вокруг себя старую гвардию – решение депутата Звиада Квачантирадзе также покинуть большинство не стало для нее новостью. Беселия не без удовольствия сообщила, что председатель Комитета по вопросам диаспоры и Кавказа пойдет с ней в одной обойме:
«Звиад Квачантирадзе – мой единомышленник. Мы говорили с ним до его ухода, и могу вам сказать, что он будет вместе с нами в этом процессе как опытный соратник, очень хороший дипломат. И его возможности очень нужны для этой борьбы, предполагающей объединение под идеей справедливости».
Квачантирадзе также не скрывал, что намерен присоединиться «к небольшой группе друзей», которые приняли схожее решение. Интересно, что заявление депутат сделал, будучи за пределами Грузии. Теперь его возвращения ждут в офисе «Мечты». Как отметил лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе, Квачантирадзе стоит объясниться перед членами команды:
«Консультации начались, об этом председатель партии сделал заявление еще несколько месяцев назад. И я могу подтвердить, что процессы, которые сейчас проходят, еще больше откроют двери в политику, в команду, в парламент для людей с новыми взглядами. Что касается заявления господина Звиада Квачантирадзе, то это решение требует объяснений, которых ждут в офисе большинства, и разговора с командой».
Но, похоже, на полях «Мечты» начинает прорастать новая команда: наблюдатели отмечают четкое намерение Эки Беселия переформатировать политическое поле Грузии. Стоявшая у истоков нынешней партии власти Беселия, похоже, уверена, что сможет «свалить» набирающих очки «младомечтателей»:
«Тем, кто считает это несерьезным, хочу сказать: это гораздо серьезнее, чем вы думаете. Но я еще не начала этот процесс. Когда меня об этом спросили, я ответила, что не исключаю. Но я пока не сделала этого. Если я начну, я дойду до конца, потому что, когда я что-то начинаю, я довожу это до конца».
Сегодня Беселия прямо утверждает: новые лица в «Грузинской мечте» предали идеалы, за которые боролись основатели партии в 2012 году.
«Давайте относиться с осторожностью к новым лицам, они появились в 2016 году и развалили «Грузинскую мечту» изнутри. Новшества – это всегда хорошо, но у всего нового должно быть содержание, а не только создание фасада. Мы должны принимать во внимание содержание, а то мы все уже видели эти новые лица, равно как и то, какую картину получили от них. К 2020 году большинства этих людей уже не будет в списках. Я не люблю предсказывать, но вы можете проверить мой прогноз к 2020 году. Он будет точен».
Эксперты не считают, что речь может идти об открытом противостоянии с лидером «молодых» – спикером парламента Ираклием Кобахидзе. Во всяком случае, пока. Сейчас у Беселия, даже с учетом поддержки Квачантирадзе, Попхадзе и других депутатов, явно нет сил для того, чтобы сместить Кобахидзе с поста председателя высшего законодательного органа, говорит конституционалист Коте Чокорая:
«Отправить в отставку председателя парламента можно только в том случае, если треть депутатов поднимет этот вопрос, а затем большинство членов парламента, то есть как минимум 76 человек, проголосуют за это решение. В нынешних условиях это исключено».
Но если оставить импичмент, то пространство для маневра у Беселия есть, полагают аналитики. Среди озвученных планов – сформировать сразу две фракции в парламенте, по возможности, потеснив «Европейскую Грузию». Вторую фракцию вполне могут создать социал-демократы, которые устами Кобы Нарчемашвили и Гии Жоржолиани заявили, что ресурс нахождения в правящем большинстве для них исчерпан. Теперь опытной в политических интригах Эке Беселия остается лишь убедить бывших соратников по партии, что только с ней они смогут сохранить свои мандаты после 2020 года.
Наверняка есть и «план Б». Уходя со скандалом, Беселия постаралась не поставить себя в прямую оппозицию к Бидзине Иванишвили. То есть сохранила все шансы на восстановление кооперации с отцом-основателем «Грузинской мечты». Этот факт дал повод для спекуляций – в кулуарах заговорили о «коварном плане» миллиардера, который ставит одновременно и на «новых», и на «старых», чтобы к выборам 2020 года у него самого была возможность выбирать.