На сегодняшней пресс-конференции в Сухуме председатель госкомитета Республики Абхазия по управлению государственным имуществом и приватизации Вахтанг Пипия сообщил, что в городе Очамчыра до конца года планируется начать выпуск малых электростанций – солнечных и ветряных. Пипия сказал:
«В рамках плана нашего госкомитета по развитию восточной части Абхазии мы будем презентовать три мегапроекта в течение этого года. Один из них – завод, который будет строиться в Очамчыре. Впервые будет производиться и поставляться за пределы Абхазии продукция, на которой будет написано: «Сделано в Абхазии».
Инвестор, генеральный директор российской компании «СИНОТОРГ» Александр Хилькевич заявил:
«Хочу поблагодарить правительство Абхазии за предоставленную возможность. Мы рады работать в вашей республике. Надеемся, что этот проект принесет ей, кроме рабочих мест и поступлений в казну, еще и международную известность за счет тех изделий, выпуск которых мы планируем здесь освоить. Само по себе то изделие, о котором мы говорим – автономная установка по производству электроэнергии, – не новое изделие. Оно было изобретено Сергеем Анатольевичем Ткачевым четырнадцать лет назад. Но сегодня оно является усовершенствованным и, скажем так, более востребованным, чем тогда. Почему мы выбрали именно Абхазию? У нас есть производство и в России, в Калужской области, производство таких же изделий. Но рынок потребления этих изделий, помимо того, что они востребованы здесь… территориально Абхазия расположена очень удобно для наших потребителей».
Говоря о потенциальных импортерах солнечных электростанций, он имел в виду Сирию, с которой у Абхазии установлены дипломатические отношения, страны Африки – то есть те, где много солнечных дней в году. Да и в самой Абхазии спрос на них, по его мнению, должен быть.
Признаюсь, когда я сидел на этой пресс-конференции, в голове крутились два воспоминания. Первое – это то, как сразу после грузино-абхазской войны мечталось: скорее бы наша промышленность восстала из руин и начала производить что-то на экспорт. (В то время как распространенным занятием молодежи в той же Очамчыре было бродить по окрестностям с магнитом в руках в поисках цветных металлов для сдачи на металлолом.) До признания Абхазии Россией об этом действительно можно было только мечтать, но и после признания, как видим, лишь спустя десятилетие появились первые попытки создания таких предприятий. Второе воспоминание – как в одном из веселых детских рассказов Фазиля Искандера чудаковатый сухумский учитель Акакий Македонович сочинял стихотворные правила русской грамматики: «Как писать частицу «не» в нашей солнечной стране…»
Но по ходу задаваемых вопросов журналисты вспомнили: гендиректор РУП «Черноморэнерго» Аслан Басария говорит по поводу развития так называемых альтернативных источников выработки электроэнергии, что все они слишком дороги по сравнению с полученной на гидроэлектростанциях. Тем более по сравнению с электроэнергией, которую Абхазия получает с ИнгурГЭС. Александр Хилькевич и доктор технических наук, технический директор ООО «СИНОТОРГ» Сергей Ткачев согласились, что пока это так, но напомнили, как говорится, что не стоит держать яйца в одной корзине. Сегодняшняя пресс-конференция проходила, кстати, на третий день после начала трехчасовых ежедневных отключений электричества в Абхазии из-за падения уровня воды в Джварском водохранилище, из-за чего в жизни страны не могло не возникнуть «дисбаланса и дискомфорта» и что стало красноречивым подтверждением того, что альтернативные источники энергии все-таки бывают очень нужны. Попутное замечание: сегодня Аслан Басария отметил в СМИ, что временные отключения доставляют неудобства не только населению республики, но и наносят ущерб энергосистеме страны. По его словам, «остывшие» за три часа агрегаты при подаче напряжения испытывают высокие нагрузки, что приводит к авариям.
Говоря о преимуществах автономных солнечных электроустановок, Сергей Ткачев (наш технический гений, как представил его Хилькевич, и почетный гражданин двух немецких городов) отметил:
«Я вот уже восемь месяцев езжу в вашу республику, я вижу, что реальная беда, которая у вас просматривается: внешние сети в очень, будем говорить, морально устаревшем состоянии. А это, естественно, и аварийность, и снижение комфортной эксплуатации. Не секрет, что у нас на шестьдесят километров от Москвы, от МКАДа отъезжаешь – и такая же ситуация с сетями в деревнях, поселках… Просто так сложилось исторически, что транзит электроэнергии, который происходит, он, к сожалению, рассчитывался еще по технологии, которая была в сороковые годы».
Завод в Козельске Калужской области уже через два-три месяца начнет выпускать продукцию. Когда я услышал, что в Очамчыре планируют делать это к концу года, то удивился: насколько это реально? Но потом выяснилось, что его не будут строить с нуля, а используют отремонтированные корпуса бывшего маслоэкстракционного завода (именно так, помнится, называлось это предприятие, расположенное около Очамчырского вокзала). На заводе в Очамчыре рассчитывают трудоустроить как минимум 250 человек. Средняя заработная плата прогнозируется на уровне 45 тысяч рублей в месяц. Вахтанг Пипия подчеркнул:
«В первую очередь на работу туда будут брать местных – из города Очамчыра и из района. И у нас и так уже есть факультет энергетики в нашем университете. Будем расширять его и специалистов брать оттуда».
Отвечая на вопрос, как будет называться завод в Очамчыре, Александр Хилькевич отметил:
«Это не филиал. Это отдельное юрлицо, работающее по законам республики, платящее здесь налоги. Но бренд, думаю, будет все тот же наш – «Экосолар технолоджи». В любом случае мы сможем туда что-то добавить, если будет такая необходимость – подскажет правительство».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии