Более года назад, в ноябре 2017-го, вокруг памятника, установленного в 1995 году в шотландском Килмарноке, который в позднесоветское время, в 1986-м, стал городом-побратимом столицы Абхазии, как говорится, разгорелся сыр-бор.
Почти четверть века спокойно стоял этот памятник в сквере в центре 45-тысячного городка на юге Шотландии. Памятник представляет собой большую каменную плиту, в верхней части которой изображен абхазский флаг, а ниже крупная надпись на английском языке говорит, что он сооружен в память о погибших сухумцах – жертвах грузино-абхазской войны. Но в 2017-м открывшая его для себя посол Грузии в Великобритании Тамар Беручашвили развила бурную деятельность и в итоге сообщила в интервью грузинскому СМИ: «Мемориал абхазам, павшим в войне с Грузией в 1992-1993 годах, установленный в шотландском городе Килмарноке в середине 90-х, будет демонтирован». Замечу, что сама надпись на памятнике носит в общем-то нейтральный характер, «дьявол» в глазах госпожи Беручашвили крылся тут в изображении абхазского флага. Но именно этот флаг, должен напомнить, вот уже более 25 лет развевается над городом-побратимом Килмарнока Сухумом...
Слова Тамар Беручашвили и действия властей Килмарнока, которые действительно демонтировали памятник и увезли плиту в некую мастерскую для переделки (понятно, что власти, при которых памятник устанавливался, давно сменились и «прервалась связь времен), вызвали бурю негодования, причем не только в Абхазии. МИД РА в своем заявлении расценил «подобные варварские шаги грузинского руководства как очередное яркое подтверждение агрессивного и антигуманного характера грузинской политики по отношению к Абхазии и ее народу». В Западной Европе было собрано две тысячи подписей под письмом протеста против сноса памятника погибшим… В конце концов власти Ист-Ершира, куда территориально входит Килмарнок, сообщили, что памятник вернули на прежнее место без изменений, но они продолжат поиск решения, которое удовлетворит обе стороны грузино-абхазского конфликта, и этот поиск будет осуществляться с помощью консультаций с обеими сторонами.
После чего в освещении данной темы наступила долгая пауза, и лишь на днях в грузинских СМИ появились сообщения следующего содержания:
«Совет шотландского Ист-Ершира разместил информационную доску рядом с мемориалом абхазов в парке города Килмарнок. В частности, управляющий офицер совета Ист-Ершира Дэвид Митчелл заявил ИА «Акцент», что «по согласованию со всеми сторонами совет без всякого изменения слов, нанесенных на нем, восстановил мемориал на прежнем месте и разместил рядом с ним информационную доску».
В Совете Ист-Ершира «Акценту» заявили, что на информационной доске нанесена надпись: «Этот мемориал поставлен советом региона Килмарнока и Лаундауна в знак уважения к памяти людей, которые в 1992-1993 годах пали жертвами войны на Кавказе. В регионе до сих пор существуют неразрешенные конфликты. Наш город подружился с Сухуми во время войны. Мы, жители Килмарнока, непрямо связаны с этим неразрешенным конфликтом. В 2017 году мемориал стал предметом спора для ряда людей, пострадавших в результате конфликта и войны. Мемориал содержит символы и такой строй слов, который не отражает видение какой-либо стороны. Он не отражает политическое заявление. Мемориал стоит здесь в знак уважения к памяти всех людей, ставших жертвами войны. Он однозначно выражает память и сочувствие в отношении всех сухумских семей, потерявших близких, гражданских лиц или бойцов, независимо от их этнического происхождения и политической позиции. Мы ждем времени, когда стороны найдут взаимосогласованный курс для урегулирования конфликта мирным путем».
Сегодня я зашел в Министерство иностранных дел Абхазии и, в отсутствие министра, попросил дать комментарий к этому сообщению его заместителя Ираклия Тужба. Тот сказал:
«Эту информацию мы получили из СМИ, которые есть в открытом доступе. На самом деле с абхазской стороной никто эти вопросы не согласовывал. То есть мэрия Килмарнока не связывалась ни с МИДом Абхазии, ни с какими-то другими структурами республики, чтобы согласовать свои действия. Что касается новой вот этой надписи, то она носит, в принципе, можно сказать, такой обтекаемый характер. Но для нас важно, что тот мемориал, который был установлен в Килмарноке, сохранен в его прежнем виде.
– А ваши дальнейшие действия? Вы будете еще что-то выяснять?
– Да, мы будем уточнять, когда приедут сопредседатели Женевских дискуссий. Как вы понимаете, у нас, к сожалению, прямых контактов с европейскими властями нет, в том числе и с властями Килмарнока. Поэтому мы вынуждены пользоваться помощью наших европейских коллег, с кем имеем напрямую взаимоотношения».
Помнится, когда Совет шотландского Ист-Ершира заявил, что будет искать формулировку, которая удовлетворит обе стороны конфликта, я высказал скептическое отношение к возможности ее найти. И впрямь, трудно представить себе такую надпись, с которой согласились бы сегодня и МИД Абхазии, и МИД Грузии. Поэтому, возможно, Совет посчитал выходом установку информационной доски с этим «обтекаемым» текстом.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия