Сегодня в абхазском городе Гале прошел митинг, на котором жители выразили протест против сноса памятника воинам, погибшим в ходе войны в 1992-1993 годах, в шотландском городе Килмарноке.
Памятник в шотландском городе-побратиме Сухума Килмарноке был установлен сразу после окончания Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов. Там же был разбит Парк памяти абхазским воинам, погибшим на полях сражений.
9 ноября посол Грузии в Великобритании Тамар Беручашвили выступила с инициативой сноса памятника, она заявила, что он не соответствует политике Великобритании, которая признает территориальную целостность Грузии. После ее визита в Килмарнок местный совет принял решение о демонтаже памятника.
Сегодня на митинге в Гале общественность района выразила протест против сноса памятника в Килмарноке. Глава администрации района Темур Надарая, выступая перед участниками митинга, сказал:
«Более двадцати лет он простоял в одном из скверов города, но власти Грузии сделали все, чтобы его снесли. Сколько ненависти было в речи посла к Абхазии. Все это лично меня и многих вернуло в 1992 год, когда мхедрионовцы прошлись огнем по Мегрелии, потом вторглись в Абхазию, убивая, насилуя, сжигая архивы и уничтожая памятники. Раны тех времен кровоточат, и из Тбилиси не забывают время от времени сыпать соль на эти раны. Они в это время не думают об этнических грузинах и мегрелах, которые живут в Абхазии. Гальцы для них в такие моменты не существуют, хотя они не могут не понимать, что любое обострение между Тбилиси и Сухумом в первую очередь отражается на жителях Самурзакана».
Темур Надарая привел пример цивилизованного отношения к памятникам и напомнил, что правительство Абхазии внесло памятник грузинскому академику Илье Векуа в список культурного наследия и взяло его под охрану. Он напомнил, что на Кавказе в давние времена, когда был распространен обычай кровной мести, никому даже в голову не могло прийти разрушить надгробие кровника.
Артем Качарава, педагог средней школы №2 г. Гала, так выразил свою позицию:
«Мы категорически против демонтажа и сноса памятников, которые представляют собой историческую и духовную ценность. Мегрельское население Абхазии не может оставаться в стороне от такого отношения к истории наших народов, ведь народы Кавказа видели немало кровопролитных войн. Неужели все это можно забыть и своими же руками разрушить память предков ради политики, которая столь переменчива? Все решения, направленные на снос памятника, отзываются болью в сердце каждого жителя Абхазии, независимо от национальной принадлежности. Мы – малый народ, но понимаем, что хорошо, а что – плохо, и способны учиться на своих ошибках и не повторять их вновь. Не призывайте к миру, создавайте его!»
На митинге выступили также: председатель районного собрания Юрий Квеквескири, начальник пресс-службы администрации Галского района Бежан Убирия, начальник районного отдела образования Беслан Кантария, директор средней школы г. Гала Ахра Квеквескири, ученик 11-го класса из села Абаакыт Леван Гогохия.
Участники митинга приняли резолюцию, которую зачитал директор галского Дома культуры Вадим Ехвая:
«Мы обращаемся ко всем международным организациям и сопредседателям Женевских дискуссий с требованием сделать все возможное, чтобы сохранить памятник в городе Килмарноке в Шотландии в том виде, в каком он был установлен. Обращаемся к властям Абхазии и к мэру города Сухума, в случае если памятник не будет сохранен, установить его точную копию в г. Сухуме на улице Шотландской. Общественность Галского района поддерживает все усилия Министерства иностранных дел страны по сохранению памятника в городе Килмарноке».
Вчера заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Дондуа заявил, что демонтированный в шотландском городе Килмарноке абхазский мемориал будет возвращен на место.
«Никто не подразумевал снесение или демонтаж мемориала, – сказал он. – Мы просто указали местным властями, что этот мемориал содержал политизированную символику и не соответствует той политике, которую проводит Великобритания по отношению к суверенитету и территориальной целостности Грузии».
По его словам, после исправления памятник вернут на прежнее место.
Однако в Абхазии люди воспринимают отрицательно возможность подобных «изменений». Если мемориал останется без абхазского флага, если надпись изменится таким образом, что станет непонятно, кому она адресована, скорее всего, возникнет новая протестная волна. Во всяком случае, уже сегодня можно прогнозировать, что вопрос мемориала в Килмарноке далек от разрешения и, вероятно, станет темой для Женевских дискуссий.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия