Каждое заявление в поддержку членства Грузии в НАТО привлекает особое внимание грузинского общества. Так произошло и в случае бывшего главнокомандующего Вооруженными силами США в Европе Бена Ходжеса, который считает, что альянс на следующем саммите должен пригласить Грузию в свои ряды. Его заявление совпало по времени с высказываниями высокопоставленных чиновников США и Великобритании о недопустимости агрессивной политики России по отношению к Грузии и Украине. А Москва, как известно, противится стремлениям Тбилиси и Киева интегрироваться в эту структуру.
«Я считаю, что НАТО должна пригласить Грузию в свои ряды на следующем саммите», – слова бывшего главнокомандующего Вооруженными силами США в Европе Бена Ходжеса, сказанные в интервью «Голосу Америки», сразу привлекли внимание как грузинских, так и российских СМИ. В интервью американский генерал хоть и отмечает, что в самом альянсе его позицию разделяют немногие, все-таки есть прецедент, когда государство с территориальными проблемами стало полноправным членом НАТО. Генерал Ходжес в пример привел Германию:
«Восточная Германия была оккупирована советскими войсками, но, несмотря на это, Североатлантический альянс принял Германию в свои ряды. Поэтому, думаю, можно решить и вопрос с Грузией».
Но Грузии давно известно, что сама Германия, которую привел в пример американский генерал, – одна из тех стран так называемой старой Европы, которая не спешит давать зеленый свет членству Тбилиси в альянсе. И это в то время, когда канцлер Германии Ангела Меркель лично хвалила Тбилиси за его североатлантические и европейские устремления и осуждала действия Москвы в вопросе территориальной целостности Грузии. В Тбилиси хорошо помнят и то, как в ходе визита в Грузию, в августе 2018-го, Ангела Меркель согласилась, что действия РФ в отколовшихся регионах Грузии – Абхазии и Южной Осетии – называются оккупацией.
Помнят в Тбилиси и то, что тогда Меркель избежала разговора о датах вступления Грузии в НАТО.
Как скоро может быть достигнуто согласие по этому вопросу, сложно судить, в том числе, и исполняющему обязанности посла США в Грузии Россу Уилсону. О том, что его страна активно лоббирует данный вопрос, он недавно заявил в интервью грузинской службе Радио Свобода:
«Наше видение хорошо известно. Но когда будет достигнут консенсус между всеми членами, сложно сказать. Этот вопрос остается приоритетом для правительства США и других друзей Грузии в Североатлантическом альянсе».
Идти вперед, продолжать реформы и твердо верить, что Грузия обязательно станет членом НАТО – к этому неоднократно призывал и генсек альянса Йенс Столтенберг.
Об этом он говорил как совсем недавно, 6 февраля, после подписания протокола о вступлении Северной Македонии в НАТО, так и после брюссельского саммита НАТО в июле прошлого года. Правда, даже спустя десять лет после бухарестского саммита, когда было решено, что для Тбилиси и Киева двери НАТО открыты, Йенс Столтенберг так и не смог хотя бы предположительно назвать время, когда Грузия сможет войти в эти самые открытые двери альянса.
То, что членство Грузии в НАТО, предоставление ей Плана действия по членству, так называемого МАР, – вопрос политический, убеждены большинство грузинских наблюдателей и политиков. А о том, что по военным стандартам Грузия давно соответствует требованиям, неоднократно заявлял, в том числе, и министр обороны Леван Изория. Недаром он объявил 2019 годом «ежедневной готовности Грузии к вступлению в НАТО».
И хотя от представителей НАТО часто слышны заявления о том, что в Брюсселе не оглядываются на Москву при обсуждении вопроса расширения альянса, в Грузии, и не только в ней, именно ярое сопротивление России многие считают одной из главных причин отказа в МАР.
О том, что Россия вносит диссонанс между странами альянса, свидетельствуют и слова госсекретаря США Майка Помпео. Сплотить страны Восточной и Центральной Европы против влияния РФ (а также Китая) является главной целью его визитов в эти дни в столицы Венгрии, Словакии и Польши:
«Мы не должны позволять Путину вбивать клинья между друзьями в НАТО», – заявил накануне госсекретарь США в Будапеште.
«Из своей истории венгры слишком хорошо знают, что авторитарная Россия никогда не станет другом для свободы и суверенитета тех народов, которые (по численности) меньше ее народа», – отметил Помпео, говоря о необходимости поддержки территориальной целостности Украины.
Объединиться против агрессивной политики России призывает союзников и министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон, об этом он заявил накануне во время выступления в Королевском институте объединенных войск, обозначая цели Британии в глобальной политике:
«Сегодня Россия возрождается: восстанавливает свой военный арсенал и стремится вернуть на свою орбиту независимые страны бывшего Советского Союза, такие как Грузия и Украина».
Подобные заявления неоднократно были слышны и в прошлом, отмечает специалист по международным вопросам Георгий Гобронидзе. И, несмотря на большую важность для Грузии таких заявлений, Гобронидзе предостерегает общество от напрасных ожиданий:
«Чем больше Россия будет деструктивной, тем сильнее будет поддержка Грузии странами НАТО. Но мы также должны рассматривать вероятность того, что такая ситуация подтолкнет НАТО к еще большей осторожности. Тем не менее мы видим, что безопасность Черного моря является приоритетом для НАТО, и все меньше европейских стран рассматривают РФ как возможного (партнера) и больше воспринимают ее как опасность. Поэтому, возможно, еще сильнее станет поддержка Грузии, будут сделаны шаги для ее большего сближения с НАТО. Но предполагать, что нас уже на следующем саммите пригласят в НАТО – для этого четких предпосылок я не вижу».
Следующий саммит НАТО запланирован на декабрь 2019 года, он пройдет в Лондоне. И не исключено, что США придется за это время сгладить отношения с европейскими партнерами, которые были подпорчены из-за резких высказываний президента Дональда Трампа в ходе прошлогоднего саммита НАТО. Тогда президент Трамп назвал Германию «заложницей» России – из-за строительства газопровода «Северный поток 2». Попытка генсека НАТО Йенса Столтенберга сгладить углы не удалась, ему тоже досталось от американского лидера.