НАТО расширилось на Балканы. Вступление Северной Македонии в Североатлантический альянс в Грузии восприняли с воодушевлением. В Тбилиси считают это хорошим знаком, но насколько реально для южнокавказской страны стать следующей?
Вступление Северной Македонии в НАТО свидетельствует о том, что двери открыты и для Грузии – так в Тбилиси отреагировали на расширение Альянса. Церемония подписания соответствующего протокола, прошедшая сегодня в Брюсселе, по мнению представителей Грузии, говорит о принципиальной позиции военно-политического блока в отношении стран-партнеров. Генсек НАТО Йенс Столтенберг тоже не разочаровал, в очередной раз повторив тезис о североатлантическом будущем Грузии:
«Сегодняшний день показывает, что двери НАТО открыты для тех стран, которые удовлетворяют стандартам Альянса, уважают ценности НАТО, верховенство закона, демократию и индивидуальную свободу. Мы счастливы от того, что видим в Грузии. Мы ценим усилия Грузии по проведению реформ в обеспечении прозрачности и укреплении строительства оборонных институтов. Лидеры НАТО на июльском саммите 2018 года заявили, что Грузия станет членом НАТО, и этим они зафиксировали верность решениям, принятым в Бухаресте в 2008 году. Мы благодарны Грузии за помощь в миссиях и операциях НАТО. Мы видим, что НАТО укрепляет сотрудничество с Грузией и поддерживает Грузию. Мы будем продолжать поддерживать Грузию на пути к членству в НАТО».
Официальный представитель Тбилиси в НАТО Александр Майсурадзе еще более оптимистичен. По словам дипломата, подписание протокола о членстве Северной Македонии – еще один пример того, что Альянс остается приверженным политике открытых дверей. При этом Александр Майсурадзе отмечает важность того, что у этой политики есть конкретные результаты:
«Этот процесс важен и для остальных стран-аспирантов, в том числе и для Грузии. Это еще один шаг, который дает нам стимул и подтверждает, что двери Альянса открыты и Грузия также войдет в эту дверь. Как будущий месяц, так и весь 2019 год будут достаточно богаты на мероприятия. В Грузии пройдут совместные учения НАТО. Планируется визит военного комитета. Это важные мероприятия, подтверждающие поддержку членства Грузии со стороны Альянса».
В том, что никто в НАТО не ставит под сомнение перспективу вступления Грузии в Альянс, уверяет и исполняющий обязанности посла США в Тбилиси Росс Уилсон. Тем более что, согласно последним опросам, число поддерживающих интеграцию среди граждан страны составляет абсолютное большинство – 78%. Впрочем, дипломат тут же оговорился: США в одиночку не смогут обеспечить достижения Грузией того уровня консенсуса среди членов Альянса, на котором в отношении страны будет принято единогласное решение.
То, что Грузии пока не стоит думать о пресловутом МАР – плане действий по членству в НАТО, дала понять и президент Грузии. Саломе Зурабишвили сформулировала, как отмечают наблюдатели, непопулярную, но вместе с тем наиболее приближенную к реалиям точку зрения:
«Сегодня Грузия практически стоит у дверей НАТО, которые должны быть открыты. Тбилиси больше других партнеров готов к членству по всем параметрам, которым должна отвечать страна-кандидат. Но политическая реальность такова, что пока Грузия, вероятно, не сможет получить MAP».
Политическая реальность упирается во многие факторы, главным из которых является категоричная позиция России. Москва не раз заявляла, что вступление в НАТО Грузии и Украины может повлечь за собой катастрофические последствия. И ситуация с приостановкой договора с США о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) дала Москве возможность сделать военную угрозу для Европы более реальной. Во всяком случае, президент России Владимир Путин дал понять, куда будут нацелены новые российские ракеты:
«Наш ответ будет зеркальным. Американские партнеры объявили о том, что они приостанавливают свое участие в договоре, и мы приостанавливаем. Они объявили о том, что они занимаются опытно-конструкторскими работами, и мы будем делать то же самое. Согласен с предложениями Министерства обороны о начале работ по «приземлению» «Калибров» (крылатая ракета морского базирования) и открытии нового направления – создания гиперзвуковой ракеты наземного базирования средней дальности».
После такого предупреждения, по мнению некоторых наблюдателей, Грузии вряд ли стоит надеяться на то, что европейские страны из числа членов НАТО станут торопиться с шагами, которые могут привести к дополнительной конфронтации с Москвой. Впрочем, вице-президент НПО «Атлантический совет Грузии» Бату Кутелия считает, что в угрозах со стороны России нет ничего нового, а наличие или отсутствие МАР никак не влияет на шансы Тбилиси:
«Страхи России растут по мере появления качественных демократий у ее границ. Это главная опасность для путинского режима. Поэтому вместо того, чтобы говорить о российских страхах, лучше смотреть на ситуацию реально. Российская пропаганда в очередной раз пытается на пустом месте создать ощущение угрозы. Это ее стандартные методы. Что касается возможности вступления Грузии в Альянс без наличия МАР, то обсуждения на этот счет ведутся уже давно. Если посмотреть на коммюнике всех прошедших саммитов, то там ясно написано, что у Грузии есть все инструменты для вступления в альянс. Это, в том числе, «существенный пакет», это ежегодный план действий, который по своей нагрузке куда более серьезный инструмент, чем формальный так называемый МАР. Исходя из этого, очень многие эксперты, специалисты и политики считают, что Грузии сегодня не нужен дополнительный формальный механизм, чьим критериям Грузия уже давно удовлетворяет».
Так или иначе, по мнению многих наблюдателей, вступление в Альянс нового члена – Северной Македонии – для Грузии скорее стимул, чем какой-либо конкретный сигнал. Решение в отношении Тбилиси лежит исключительно в политической плоскости, считают специалисты. А значит, перспективы страны на североатлантическом направлении зависят не столько от готовности страны в военном или демократическом плане, сколько от качества работы грузинских дипломатов. Северная Македония ради членства в Альянсе сменила название страны. Вопрос, на что готова пойти Грузия ради права на четырехлучевую звезду, остается открытым.