В деле, которое длилось 13 лет, поставлена юридическая точка. Страсбургский суд постановил: Москва должна заплатить за массовую депортацию граждан Грузии.
10 миллионов евро в качестве компенсации – Большая палата Европейского суда по правам человека 16 голосами против одного обязала Москву выплатить эту сумму гражданам Грузии, выдворенным из России осенью 2006 года, в рамках массовой депортации под предлогом борьбы с нелегальной миграцией. Всего денежные средства получат полторы тысячи человек. В решении Страсбурга указывается, что компенсация должна быть распределена следующим образом:
«По 2 тысячи евро пострадавшим, ставшим жертвами нарушения статьи 4 Протокола №4 (коллективная депортация), и от 10 до 15 тысяч евро тем, кто также стал жертвой нарушения статьи 5 §1 (незаконное лишение свободы) и статьи 3 (бесчеловечные и унижающие достоинство условия содержания под стражей) Европейской конвенции о защите прав человека».
Постановление Большой палаты ЕСПЧ является окончательным и обжалованию не подлежит. За исполнением вердикта будет следить Комитет министров Совета Европы. В Тбилиси, который настаивает, что действия Москвы в 2006 году были местью за задержание и выдворение с территории Грузии российских шпионов, решение Страсбурга назвали «большой победой». В частности, глава парламентского большинства Арчил Талаквадзе считает это торжеством справедливости:
«Решение Страсбургского суда является большой победой для нашей страны. Это решение, которым Европейский суд установил нарушение прав наших граждан Российской Федерацией и обязал Россию выплатить компенсации, еще раз показало, что правда не разделяет большие и малые страны. Тем, кто сильнее, не все дозволено».
Решение по межгосударственному иску Грузии против России Большая палата Европейского суда по правам человека приняла еще в июле 2014 года. Тогда суд посчитал доказанным, что осенью 2006 года российские власти санкционировали скоординированные аресты, задержания и высылки граждан Грузии, нарушив тем самым положения Европейской конвенции о защите прав человека. Но при этом судьи не увидели нарушений права на уважение частной и семейной жизни, а также процедур, касающихся высылки иностранцев и права на защиту собственности и права на образование. Решение по компенсации пострадавшим было отложено, а сторонам разбирательства предоставлен срок в один год для представления своих позиций и договоренности по поводу размера компенсаций.
Грузия настаивала на том, что от действий российских властей пострадали 4634 человека, и требовала в виде компенсации 70 миллионов 320 тысяч евро. Россия с такой позицией категорически не согласилась. В итоге суд счел доказанными факты нарушений в отношении полутора тысяч граждан Грузии и снизил сумму компенсации до 10 миллионов.
Министр юстиции Тея Цулукиани на специальном брифинге озвучила схему, по которой деньги должны дойти до адресатов:
«У этого дела было два этапа. Первый этап, после рассмотрения дела по существу в 2014 году, завершился победой грузинского государства, а второй этап, который касался вопроса компенсации, сегодня завершился этим решением. Согласно данному решению, грузинскому государству от Российской Федерации в течение трех месяцев должна быть перечислена моральная компенсация в размере 10 миллионов евро, которая должна быть передана пострадавшим, ставшим жертвами коллективного выдворения со стороны Российской Федерации в 2006 году. В решении указано, как должна распределиться эта сумма, однако останется разработать механизм, и на это нам дали 18 месяцев».
При этом российская сторона уже дала понять, что прежде, чем Грузия получит деньги, ей придется пройти через очень непростые бюрократические процедуры. Российский Минюст в официальном заявлении, опубликованном на сайте ведомства, упомянул в качестве одной из проблем – отсутствие дипломатических отношений:
«Вопрос о механизме реализации постановления будет решаться с учетом необходимости предоставления грузинскими властями гарантий исполнения возложенной на них ЕСПЧ обязанности обеспечить под контролем Комитета министров Совета Европы справедливое распределение денежных средств между индивидуальными заявителями в соответствии с установленным порядком, а также (в условиях) отсутствия до настоящего времени прямых дипломатических отношений между Российской Федерацией и Грузией».
Помимо межгосударственного иска по событиям 2006 года, в Страсбургском суде рассматриваются дела по индивидуальным обращениям грузинских граждан. В частности, летом 2018 года было объявлено о первом случае выплаты компенсации Лие Шиошвили со стороны Российской Федерации. В процессе депортации она, будучи беременной, вместе с четырьмя малолетними детьми около двух недель провела в крайне тяжелых условиях на территории Дагестана. В итоге, по прибытии в Грузию, ребенок родился мертвым. Москва выплатила ей 30 тысяч евро в качестве компенсации.
Для тех, кто пострадал в 2006 году, решение Страсбургского суда особенно символично. Как отмечает Давид Лацабидзе, бывший ребенком, когда 13 лет назад его вместе с родителями депортировали из России, речь не о компенсации, а о восстановлении справедливости:
«Нам с матерью повезло прилететь в Грузию обычным самолетом, что же касается отца, то его отправили грузовым. Там даже не было места, чтобы сесть. И когда он приземлился в Тбилисском аэропорту и открыли люки, это было ужасное зрелище – людей выслали целыми семьями... страшное зрелище. Для меня это в первую очередь не денежная компенсация, а моральная – мы победили в борьбе с несправедливостью».
Иск по поводу массовой высылки граждан Грузии в 2006 году – первый из тех, которые Тбилиси подал в Европейский суд по правам человека и где ответчиком выступает Москва, но не единственный. Уже состоялись слушания по иску Грузии против России в связи с августовской войной 2008 года. Также летом 2018 года Грузия подала еще один иск против России, который касается нарушений прав человека на территориях Абхазии и Южной Осетии и вдоль разделительной линии.