В канун наступившего сегодня Нового года я обратился к нескольким жителям Абхазии с вопросами своего традиционного интервью-анкеты. Так как все ответы здесь привести не дает лимит времени, я дам в записи ответы только одного – директора Республиканского центра народного творчества им. И. Кортуа Нури Кварчия, а других приведу в пересказе – только самое запомнившееся.
Итак, первый вопрос – «Главное событие 2018 года в вашей личной жизни». Как известно, далеко не всегда такие события бывают радостными. Вот у Нури Кварчия это было потерей близкого человека:
«Конечно же, увы, это потеря супруги. Это было для всех нас шоком. Психологически совершенно не были к этому подготовлены. Здоровый человек, онкология – и в течение полутора месяцев уходит из этой жизни. Сорок лет прожить вместе и потерять друга – это очень тяжело. Это событие затмило все остальные».
Анна Бройдо, ветеран Отечественной войны народа Абхазии, эксперт-кавказовед как о событии в своей жизни рассказала об успехе, которого добилась, участвуя в конкурсе детских рассказов, организованном журналом «Алашара» и отделением ЮНИСЕФ, – заняла второе место.
Второй вопрос – «Главное событие года в Абхазии». Нури Кварчия ответил на него так:
«Я думаю, это признание Сирийской Арабской Республикой независимости Абхазии. В этой стране проживает наша диаспора, а также диаспора близких нам народов – черкесов, абазин».
А общественно-политический деятель Нугзар Агрба посчитал, что главное и лучшее событие – это то, что не произошло одного запланированного события:
«В октябре должна была быть революция. Не произошла. Я это оцениваю со знаком плюс, знаете почему? Наверное, оппозиция поступила очень благоразумно, не призывая людей к революции, хотя очень много об этом говорилось. Но какие-то здравые силы, здравые умы в стране поняли, что лучше прийти к 19-му году...»
Впрочем, большинство опрошенных посчитало, что главным событием года было празднование 25-летия победы в Отечественной войне народа Абхазии.
Третий вопрос – «Главное событие года в мире». Нури Кварчия сказал:
«Наконец-то народ Сирии при поддержке России фактически освободил свои территории от террористов, укрепилась страна наконец-то».
На Нугзара Агрба самое большое впечатление произвело другое событие:
«Произошла самая большая неожиданность. Корейская народно-демократическая республика, точнее олимпийская сборная этой страны приняла участие в зимних Олимпийских играх в Южной Корее. После этого начались встречи руководителей двух стран. Это мне стало напоминать падение Берлинской стены. Возможно, что когда-то две Кореи объединятся в одно целое».
Мадона Квициния, редактор газеты «Акуа/Сухум», назвала главным событием года в мире то, что в Саудовской Аравии женщинам разрешили водить машину.
Четвертый вопрос – «Человек года в Абхазии». Нури Кварчия сказал:
«Хибла Герзмава – она достигла мирового уровня. Дальше – Дорофей Дбар. Это человек, который, кажется, по-государственному мыслит, по-настоящему. И не запятнан ни в каких коррупционных делах. Его мышление, его научные работы, благотворительность… Занимается памятниками архитектуры, очищает наши храмы, просвещает народ».
Нугзар Агрба назвал человеком года в Абхазии директора РУСДРАМа Ираклия Хинтба – как человека, «который несет в массы большую культуру». Остальные опрошенные затруднились назвать кого-либо.
Пятый вопрос – «Человек года в мире». Нури Кварчия сказал:
«Вы знаете, как ни странно, я опять назову Путина. Он стал знаковой личностью в мире. От того, что его многие не любят, это не значит, что… Великого человека и любят, и ненавидят. О таких президентах надо, наверное, мечтать каждому народу».
И, наконец, шестой вопрос: «Ваши пожелания в Новом году Абхазии и ее народу». Вот что сказал Нури Кварчия:
«Я хочу, чтобы в будущем году наш народ сперва подумал, а потом действовал. Предстоят выборы. Я хочу, чтобы мудрости хватило нашему народу мирным путем назвать имя достойного человека, лидера. Эти потрясения настолько нас достали…»
Показательно, что с предстоящими президентскими выборами были связаны пожелания и всех остальных опрошенных.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия