ПРАГА---Президентские выборы в Грузии на большинстве участков завершились, хотя продолжается голосование на зарубежных участках. Результатов ЦИК, в том числе и предварительных, пока нет – они будут позже. Была информация о том, что должен начаться брифинг в ЦИК, но в настоящий момент он еще не начинался. Есть данные экзитполов – они не очень отличаются друг от друга. В целом речь идет пока, предварительно, разумеется, о победе независимого кандидата, которого поддерживает «Грузинская мечта», Саломе Зурабишвили. В штабах кандидатов уже начинается поствыборная активность, хотя до сих пор еще звучат заявления, что нужно дождаться каких-то хотя бы предварительных данных ЦИК. Наши корреспонденты сегодня находились в штабе одного из кандидатов, потому что сегодня только «Нацдвижение» было открыто для журналистов, в отличие от штаба «Грузинской мечты» и штаба независимого кандидата. Наш корреспондент Владимир Унанянц был в штабе «Нацдвижения», но, насколько я знаю, сейчас он отправился к штабу «Грузинской мечты».
Дэмис Поландов: Владимир, расскажите, что происходит сейчас у штаба «Грузинской мечты».
Владимир Унанянц: Прямо сейчас у штаба «Грузинской мечты» собрались сторонники независимого кандидата Саломе Зурабишвили, которую поддерживает правящая партия. В данный момент на большой экран транслируется брифинг Саломе Зурабишвили – она наконец-таки выступила после объявления данных экзитполов, согласно которым, как вы уже сказали, Саломе Зурабишвили побеждает по данным обоих экзитполов – как заказанного правящей партией, так и заказанного оппозиционной телекомпанией «Рустави 2». В данный момент она благодарит тех, кто отдал за нее голос, и обещает быть успешным президентом, который поведет Грузию вперед.
Что касается непосредственно данных экзитполов, то они не очень различаются. Результаты Gellup International, которая проводила исследование по заказу телекомпании «Имеди», которая не так давно заявила о своей политической позиции в пользу правящей партии, звучат как 58 против 42 в пользу Саломе Зурабишвили. Но в то же время данные компании Edison Research, которая сделала исследование по заказу «Рустави 2», не слишком отличаются – там 55 на 45, опять-таки в пользу Саломе Зурабишвили.
Всех, кто пришел сегодня на избирательные участки, поблагодарил лично Бидзина Иванишвили – отец-основатель правящей партии. Он сразу после оглашения экзитполов выступил перед своими сторонниками:
«Хочу выразить огромную благодарность грузинскому обществу за такие чувства и такую реакцию. Остальное, наверное, за мной. Что обещал, все сделаю, максимально постараюсь и покажу, что у вас будет власть, которая будет служить вам. Мы максимально постараемся оправдать то, что сегодня получили».
До того как прийти сюда, я побывал в офисе «Национального движения» – там данные экзитполов встретили сдержанно. Григол Вашадзе заявил о том, что необходимо дождаться окончательных итогов, потому что данные экзитполов захватывали период до пяти часов вечера, а по данным «Национального движения», основная активность населения была как раз таки после пяти часов вечера. Они объясняют это тем, что многих людей просто не отпустили с работы – в Грузии сегодня хоть и объявлен выходной день, но это касается только государственных учреждений, а что касается частных компаний, то они действуют по своему усмотрению, и именно этим «Национальное движение» объясняет то, что основная явка населения должна была быть после пяти часов вечера. Поэтому они не признают в данный момент поражения и говорят о том, что необходимо дождаться окончательных итогов. Вот что заявил Григол Вашадзе:
«По данным на пять часов дня, мы имеем 55 процентов против 45-ти. Мы будем ждать окончательных результатов, поскольку огромное количество избирателей пришли на выборы именно после пяти часов. Такие выборы в Грузии еще не проводились. Власти мобилизовали всех, кого только смогли, подкупили всех преступников, коррупционеров и наркоманов. Несмотря на это, к пяти часам «Объединенная оппозиция» получила 756 тысяч голосов».
Как я уже сказал, главный соперник Григола Вашадзе – Саломе Зурабишвили, до последнего момента хранила молчание, она выступила буквально несколько минут назад. До этого журналисты от нее добились лишь одного комментария, он был предельно кратким. Саломе Зурабишвили не стала говорить ни о чем, кроме своего выбора:
«Я сделала выбор в пользу самого европейского кандидата. Это мой выбор – европейский кандидат. Мой выбор – мирная Грузия, мой выбор – единая Грузия, мой выбор – спокойная Грузия и мой выбор – улыбающаяся Грузия».
Хочу добавить, что лидер «Национального движения» Михаил Саакашвили, находящийся за рубежом, после объявления результатов заявил о том, что «Национальное движение» не признает результаты выборов и с завтрашнего дня начинает массовые акции протеста.
* * *
Мы продолжаем тему выборов в Грузии в нашей традиционной рубрике «Некруглый стол». У нас на прямой связи с нашей пражской студией два политолога из Тбилиси – Гиа Нодиа и Валериан Горгиладзе.
Дэмис Поландов: Батоно Гия, у меня первый вопрос к вам: «Нацдвижение» сегодня стало, по результатам этих выборов, основной оппозиционной силой, можно ли говорить о том, что в Грузии установилась фактически двухпартийная система?
Гиа Нодиа: Она всегда была основной оппозиционной силой после поражения 2012 года. На этих выборах (Григол) Вашадзе получил несколько больше голосов, чем многие ожидали, но, тем не менее, нужно отметить и то, что Вашадзе был кандидатом не «Национального движения», а Объединенной оппозиции, которая включала 10 партий. Конечно, главная из них – «Национальное движение», но сам по себе тот факт, что «Национальное движение» посчитало необходимым вступить в эту коалицию и Вашадзе дистанцировался в какой-то степени от Михаила Саакашвили, который говорил, что «это не мой кандидат, это кандидат коалиции», означает, что «Национальное движение» как бы признает то, что оно не может в одиночку, самостоятельно выиграть выборы. Кроме того, президентские выборы – это одно дело, а парламентские выборы – это принципиально другой расклад. Действительно, эти выборы были как бы предисловием подготовки к парламентским выборам. В парламентских выборах, я думаю, у оппозиции в целом – не только у этой конкретной коалиции, а различных оппозиционных партий – будут уже другие шансы, и «Национальное движение» останется самой главной оппозиционной партией и это объединение под названием «Объединенная оппозиция», но там она уже не будет единственной важной оппозиционной силой.
Дэмис Поландов: Батоно Гиа, а каковы будут дальнейшие действия этой оппозиции – объединенной или «Нацдвижения»? Мы только что слышали, что сказал Михаил Саакашвили. Какова вероятность протестных акций, каковы их возможные перспективы в текущих условиях?
Несмотря на победу в этих выборах, весь электоральный процесс в какой-то степени подорвал легитимность «Грузинской мечты»Гиа Нодиа
Гиа Нодиа: Протестные акции, я думаю, будут, поскольку Саакашвили к ним призвал, и многие его послушают, но я не думаю, что это приведет на этом этапе к каким-то радикальным последствиям. Хотя, другое дело, что в целом, я думаю, несмотря на победу в этих выборах, весь электоральный процесс в какой-то степени подорвал легитимность «Грузинской мечты» и показал, что ее позиции не так сильны, как большинство думало до этих выборов.
Дэмис Поландов: Мой вопрос Валериану Горгиладзе: как вы оцениваете эту, будем пока ее называть, возможную победу, потому что у нас еще нет предварительных данных ЦИК и, тем более, окончательных? Нет ли у этой победы действительно какого-то привкуса поражения? Очень высокий результат кандидата «Нацдвижения», второй тур сам по себе, – очень неуверенной кажется победа (Бидзины) Иванишвили. Как вы ее оцениваете?
Валериан Горгиладзе: Победа – есть победа. Если вы имеете в виду, является ли эта победа пирровой победой, то все будет зависеть от того, какую стратегию изберет правящая партия – «Мечта», как она будет готовиться к важнейшему циклу 2020 года, когда состоятся парламентские выборы. Говорить о нелегитимности, когда независимый кандидат, пусть и формально, но, тем не менее, мы должны иметь в виду, что Саломе Зурабишвили была не партийным кандидатом, а независимым, которого поддерживала «Грузинская мечта», и, кстати, именно с этим обстоятельством связано то, что в первом туре «Мечта» не смогла мобилизовать достаточного количества своих сторонников в поддержку Саломе.
Т.е. вокруг Саломе Зурабишвили не была мобилизована та масса, которая дала бы возможность ей победить в первом туре, а как только вновь во втором туре встретились «Национальное движение» и практически «Мечта», и «Мечта» объявила о проведении референдума, тут, да, ей пришлось потрудиться и мобилизовать не только свой электорат, но и всех тех избирателей, для которых просто принципиально неприемлемо «Национальное движение». Я думаю, что в результате этих выборов, наверное, Саломе Зурабишвили наберет более миллиона голосов, и тут никак не приходится говорить о какой-то там нелегитимности.
Мне тоже кажется, что в какой-то степени это был последний аванс, выданный избирателем в сторону «Мечты»Валериан Горгиладзе
Совсем другое, к чему призывает Саакашвили, – он по-другому и не может, т.к. в его политической истории бэкграунд – это революция, переворот, дестабилизация. И вот я услышал комментарий Григола Вашадзе: по его мнению, 55 или 58 процентов сторонников составляют, оказывается, наркоманы и криминалы. В общем, к этой риторике привыкать нам не приходится, это обычное дело.
Но мне тоже кажется, что в какой-то степени это был последний аванс, выданный избирателем в сторону «Мечты». «Мечта», мне кажется, должна каким-то образом способствовать развитию плюралистической многопартийной демократии, потому что если мы будем учитывать то, что произошло во время первого тура, когда второе место занял Вашадзе, третье место – отколовшаяся от «Национального движения» «Европейская Грузия», то тогда, да, мы можем, арифметически просчитав, что может произойти через два года, видеть, что «Мечта» может победить. Но может остаться в меньшинстве, а коалицию смогут сформировать оппозиционные партии.