Крайне негативная предвыборная кампания в Грузии дает о себе знать. В грузинском сегменте соцсетей все чаще можно встретить комментарии отчаявшихся граждан, уставших от черного пиара и обвинений, которыми обмениваются сторонники кандидатов в президенты от оппозиции и правящей силы.
«Столько ненависти, агрессии, какой грязью поливаем друг друга, уже невыносимо!» – написала на своей странице Facebook Анна Нацвлишвили, парламентский секретарь уходящего президента Георгия Маргвелашвили, после того как на ее странице развязалась острая полемика между сторонниками и противниками двух кандидатов в президенты.
Досталось и самой Анне Нацвлишвили. А все из-за того, что чуть ранее она подвергла критике сына кандидата в президенты Саломе Зурабишвили Теймураза Горджестани. Накануне он вызвал на дебаты старшего сына главного соперника его мамы Григола Вашадзе – Нодара. Теймураз хочет посостязаться с Нодаром в грузинском, чтобы доказать, «кто больше грузин». До сих пор было известно лишь то, что сын Вашадзе от первого брака Нодар живет за рубежом, предположительно, в России. Но выяснилось, что он – лицо с ограниченными возможностями. Таким образом Горджестани, считает Анна Нацвлишвили, попросту оскорбил Нодара Вашадзе, вызвав его на дебаты.
В эти дни многие говорят о том, что второй тур – это выбор наименьшего зла. По этому принципу набравший чуть более одного процента голосов избирателей кандидат в президенты от «Гирчи» Зураб Джапаридзе намеревался голосовать во втором туре за кандидата от оппозиции Григола Вашадзе. Но накануне со своей страницы Facebook он сообщил:
«Не проголосую ни за одного! Себя обманываю, смотрю, глотаю столько грязи, не хочу. Да хоть утопитесь в дерьме!» – со свойственной ему прямотой отписался Зураб Джапаридзе.
Сложившаяся ситуация крайне не нравится и докторанту публичного права, главе НПО «Демократическая инициатива Грузии» Георгию Мшвениерадзе. Тем не менее он намерен принять участие в голосование:
«Я не разделяю мнение о том, что отказ от участия в голосовании – это протест. Думаю, напротив, чем больше людей пойдут на выборы, тем лучше итоги выборов отразят настроения общества. Но то, что мы видим, – это ненормально. В демократических странах такие предвыборные кампании не проводят. Проблема в том, что кандидаты выстраивают свою кампанию не просто на негативе, но затрагивают их личную жизнь. Если мы хотим создать общество, уважающее права человека и частную жизнь, примеры этого в первую очередь должны нам подавать политики».
Но, видимо, грузинские политики пока не спешат подавать позитивный пример. До второго тура остается пять дней, и обе команды намерены вывести в день голосования как можно больше своих сторонников-избирателей. А большинство из них в первом туре предпочли остаться дома. Таких было больше половины из более чем трех миллионов избирателей, значащихся в избирательных списках.
Уже известно, что «Европейская Грузия», кандидат которой – Давид Бакрадзе – набрал 10% голосов, намерена во втором туре проголосовать за кандидата «Нацдвижения» и оппозиционной коалиции «Сила в единстве» Григола Вашадзе. Еще одна оппозиционная партия – «Альянс патриотов», которая в 2016 году попала в парламент с 8% голосов, свою поддержку во втором туре обещает правящей силе «Грузинская мечта» и лоббирующему ее кандидату Саломе Зурабишвили.
При таком раскладе у оппозиции есть моральное преимущество, считает политолог Леван Цуцкиридзе:
«Думаю, оппозиция в том положении, когда смело может сказать своему избирателю: не оставайтесь дома, видите, какой результат у нас был в первом туре? На стороне «Грузинской мечты» огромный финансовый и административный ресурс. И хотя в первом туре этими ресурсами она воспользовалась, желаемый результат все равно не получила. Не знаю, насколько правящая сила до второго тура сможет вселить надежду и вызвать доверие разочарованного избирателя – очень мало времени. Самым правильным, мне кажется, и это было бы хорошо для самой «Грузинской мечты», – это попытаться не манипулировать волей избирателя путем финансового и административного давления».
Даже если такое не произойдет, Леван Цуцкиридзе не ожидает массовой фальсификации во втором туре, все-таки очень много наблюдателей будут присутствовать. По словам политолога, чем интенсивнее сейчас будет «Грузинская мечта» прибегать к «борьбе без правил» за президентское кресло, тем больше у нее шансов проиграть предстоящие парламентские выборы. А они состоятся через два года, в 2020-м.