В понедельник стало известно, что адвокаты двух осетинских контрактников – Арсена Сланова и Зелима Албегова, осужденных за нападение на офицеров, подали апелляционную жалобу в Ростовский военный суд.
Напомню: 4 сентября Владикавказский гарнизонный военный суд под председательством судьи Ивана Калиты признал сержантов-контрактников, проходивших службу на 4-й военной базе, виновными в нападении на капитанов Богдана Патыка и Антона Зайнутдинова и приговорил Арсена Сланова к полутора годам колонии-поселении, а сержанта Зелима Албегова – к трем с половиной годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Защита с приговором не согласилась, все обстоятельства дела указывают на обратное: что это офицеры избили сержантов и сами же обвинили их в нападении. В минувшую пятницу сторона защиты подала апелляционную жалобу в Ростовский военный суд. По словам общественного защитника, юриста Валерия Гаглоева, они настаивают на отмене приговора и новом рассмотрении дела, но в ином составе:
«Мы считаем, что законность состава суда под вопросом. Судья был заинтересован в исходе дела, на что мы неоднократно обращали внимание. У нас свидетель был допрошен в зале суда, который показал, что видел, как судья и государственный обвинитель обсуждали рассматриваемое дело. Мы также не согласны с порядком рассмотрения наших ходатайств о признании ряда доказательств недопустимыми. Судья их рассматривал одновременно с вынесением приговора в совещательной комнате.
– Этого нельзя было делать, это незаконно?
– Конкретно закон не говорит, что этого делать нельзя. Закон говорит о том, что каждое ходатайство рассматривается непосредственно после его заявления. Но судья Иван Калита сначала огласил приговор и только после этого – постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. И мы не знаем, что он сделал сначала – рассмотрел наше ходатайство либо сначала вынес приговор, а потом уже подогнал под него ходатайство, что недопустимо.
– Вы говорите о недопустимых доказательствах. О чем конкретно идет речь?
– Прежде всего, показания главного свидетеля обвинения Андрея Катрича на предварительном следствии, потому как в суде он заявил, что давал ложные показания против подсудимых сержантов под давлением следователей и командиров. Также показания капитана Богдана Патыка. Он также изменил показания на суде, заявив, что ни Сланов, ни Албегов не наносили ударов капитану Зайнутдинову. И, кроме того, он является заинтересованным лицом. Мы против протокола медицинского освидетельствования, по которому Зелим Албегов якобы находился в состоянии алкогольного опьянения – там нарушен порядок освидетельствования и, кроме того, не было полномочий у лиц, которые проводили освидетельствование. В деле много всего, на что мы обратили внимание в нашей апелляционной жалобе».
В настоящее время Арсен Сланов на свободе – он должен будет сам отправиться в колонию, когда приговор вступит в силу, а Зелим Албегов находится под стражей. Дело получило огромный общественный резонанс во многом благодаря родителям осужденных и сочувствующим им людям. Кажется, не осталось ни одной инстанции, куда бы они не обратились с жалобами на несправедливый приговор. В итоге сегодня дело находится на карандаше главы республики Вячеслава Битарова, а его стараниями и на контроле уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой. В свою очередь омбудсмен обратилась в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность приговора Зелиму Албегову и Арсену Сланову.
Во вторник руководители Торгово-промышленной палаты Южной Осетии отчитались в Цхинвале о результатах рабочей поездки в Сирийскую Арабскую Республику. Среди того, что удалось сделать в ходе этой поездке, в интервью «Эху Кавказа» вице-президент Торгово-промышленной палаты Южной Осетии Вахтанг Джигкаев назвал два главных, по его мнению, итога поездки в Сирийскую Арабскую Республику:
«Первое. Было подписано рамочное соглашение с федерацией торговой палаты Сирийской Арабской Республики, и второе – это то, что мы договорились об открытии первого в истории нашего государства постоянного торгового представительства. То есть за счет контрактов, которые там заключили по строительству, Южная Осетия сможет содержать свое торговое представительство».
Кроме того, Южная Осетия получила свою долю участия в восстановлении Сирии. В Дамаске югоосетинскую делегацию принял министр строительства Сирии, он объяснил гостям, из чего может состоять югоосетинская квота. Говорит Вахтанг Джигкаев:
«Он нам говорит: «Ребята, нас в первую очередь интересуют технологии быстрого возведения сооружений». Там половина страны в ужасающих развалинах. Мы, соответственно, стали связываться, выяснять, и появилось такое предложение: в России есть компания, которая обладает такими технологиями. Но опять же условие было такое, что фирма должна быть югоосетинской. И мы тогда вышли к ним с предложением. И они нам ответили: «Мы даже готовы поставить производство в Южной Осетии, чтобы не было лишних вопросов». Они разворачивают здесь производство сэндвич-панелей и всех прочих составляющих и отсюда уже будут поставлять продукцию. То есть экономическим оператором САР будет именно югоосетинская компания».
Российская компания «Модульные технологии» открывает производство в Южной Осетии и будет поставлять в Сирию сборные конструкции школ и детских садов. Из Цхинвала их повезут в Новороссийский порт, а оттуда до Сирии пять суток ходу на корабле. В ходе пресс-конференции председатель ТПП Алан Алборты заявил, что компания начнет выпуск продукции уже через два месяца. Вахтанг Джигкаев рассказал и о других встречах в рамках поездки в Сирию:
«Мы общались с коллегами из Венесуэлы, Южной Кореи, Китая, Бразилии, Ирана, чтобы заключить соглашения с их торгово-промышленными палатами. Если на государственном уровне есть препоны из-за нашего ограниченного статуса, то торговые палаты, как общественные организации, эти ограничения могут обойти и напрямую заключать соглашения. А чем их наполнять – в каждом случае надо смотреть отдельно.
– Есть что предложить сегодня Южной Осетии?
– Через две недели делегация ТПП Южной Осетии снова поедет в Сирию. Она повезет образцы нашего вина, меда и буковой доски. Это уже чисто наша продукция».
Наконец, главное событие недели: в четверг, 20 сентября, в Южной Осетии отметили 28-ю годовщину провозглашения республики. Праздник начался с военного парада, на котором присутствовали первые лица государства и гости республики. После парада на Театральной площади Цхинвала утроили показательные выступления воспитанники спортивной школы, а в Пионерском парке был организован Международный фестиваль пива.
Югоосетинские информагентства со ссылкой на пресс-службу президента сообщали о поздравлениях, пришедших в этот день Анатолию Бибилову, и о делегациях, которые прибыли в республику для участия в торжественных мероприятиях.
Моя коллега Зарина Санакоева в этот день вышла на улицы Цхинвала с микрофоном, чтобы спросить у горожан, что для них этот праздник:
– В этот день мы радуемся, что у нас, наконец, появилось свое государство, в котором мы можем развивать свой язык, свою культуру. Конечно, государство молодое, и, как у любой новой организации, у нас есть свои проблемы, но тем не менее мы обустраивается, наша численность растет. И в эти праздничные дни мы можем показать лучшее, что у нас есть, мы можем показать себя.
– Мы рады тому, что мы живем в свободной республике, рады мирному небу над головой. Что может быть больше этой радости?
Празднование Дня республики завершилось на центральной площади Цхинвала фейерверком и концертной программой с участием артистов из Северной и Южной Осетии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия