Accessibility links

Абхазия: сначала праздники, потом политические потрясения?


С подачи Виталия Габния в обществе начали обсуждать возможность политических потрясений после окончания сентябрьских праздников
С подачи Виталия Габния в обществе начали обсуждать возможность политических потрясений после окончания сентябрьских праздников

Нынешний год воспринимается в Абхазии как год двойного юбилея – 10-летия признания Россией независимости нашего государства и через месяц с небольшим 25-летия принесшей де-факто независимость победу в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов. Подготовка к празднованию этих дат, в которую вовлечены самые разные структуры, полным ходом шла все последние месяцы и продолжает идти. Послезавтра, в воскресенье 26 августа, с утра до вечера на сухумской приморской набережной и в Абхаздрамтеатре будут проходить разнообразные мероприятия, посвященные упомянутому 10-летию, которые увенчает грандиозный праздничный салют.

Собственно, мероприятия, посвященные Дню международного признания независимости Республики Абхазия, как официально называется этот праздник, начались в Сухуме еще позавчера, в среду, открытием международной конференции «10 лет признания: итоги и перспективы». За несколько минут до начала этой конференции, на которую я шел, узнал о намеченном на два часа дня брифинге вице-президента Абхазии Виталия Габния. (Думаю, это был все же скорее брифинг, а не пресс-конференция.) И вот пока президент республики выступал на открытии конференции с приветственной речью, пока присутствующие с восторгом внимали очень лестным для абхазов словам известного российского политолога Андраника Миграняна, некоторые в зале, не перестававшие держать руку на пульсе внутриполитических событий, перешептывались о том, что вице-президент собирается заявить о своей отставке. Через пару-тройку часов эти перешептывания трансформировались в реальность, информация о которой была мгновенно растиражирована в десятках абхазских и зарубежных интернет-изданий.

Абхазия: сначала праздники, потом политические потрясения?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:48 0:00
Скачать

При этом слухи о том, что может произойти нечто подобное, циркулировали в абхазском обществе еще с предыдущей субботы, после инцидента в сухумском ресторане «Эрцаху», описанном Виталием Габния на брифинге, а до этого на своей странице в «Фейсбуке». Кстати, благодаря современным средствам коммуникации во второй половине дня в субботу в самых разных уголках Абхазии уже знали и обсуждали подробности инцидента; так что меня даже удивила реакция некоторых завсегдатаев интернет-форумов в среду, после брифинга Габния, когда они стали вопрошать: а как фамилия обидчика, почему она не озвучивается? Выходит, не такие уж они всезнайки, какими обычно хотят выглядеть?

Лично я этого человека знаю все послевоенное время, хотя и не близко, но тоже не буду его называть, коль сам Виталий Габния не стал этого делать, ограничившись упоминанием, что он его однополчанин. Да все равно рано или поздно это будет озвучено в публичном пространстве, потому что наверняка причастные лица будут в СМИ к данной истории не раз возвращаться.

Надо ли говорить, что брифинг и то, что ему предшествовало, тут же стали предметом бурного обсуждения и в частных разговорах при встречах людей, и в интернет-сообществе. Многие, уделив внимание самому инциденту и тому, что нанесший вице-президенту физическое оскорбление ушел от ответственности, сосредоточили внимание на ряде важных политических моментов, озвученных Виталием Габния в ходе брифинга. Напомню, он сказал, что не исключает: «Данный акт произведен с целью выключить меня из игры на обострение осенью... 7-9 октября с целью свержения власти».

Впервые от абхазского политика публично прозвучало то, что уже несколько недель передается в обществе из уст в уста: в начале октября политическая оппозиция в Абхазии намерена начать массовую акцию протеста с требованием отставки президента и проведения досрочных президентских выборов. Кстати, вчера оппозиция в лице Союза общественных и политических организаций Абхазии ожидаемо откликнулась на отставку вице-президента и повторила это уже не раз звучавшее требование. Отставка вице-президента Абхазии Виталия Габния, говорится в его заявлении, «обнажила нынешнюю реальность и показала, насколько прогнила вся система государственной власти, особенно в ее правоохранительной части».

Любопытно, что впервые я услышал об этом плане от одного знакомого из России, который спросил: «Ходят слухи, что 30 сентября планируется провести митинг оппозиционных сил Абазии с последующим свержением Рауля Хаджимба. Возможно, это произойдет не 30 сентября, а 9 октября. Правда ли это?» Я со смехом и недоумением ответил, что проводить такой митинг в день всенародного празднования 25-летия победы, в присутствии почетных зарубежных гостей – такое могло бы прийти в голову только самым неадекватным людям. Реально претендующие на что-то политики понимают: народ примет это в штыки, и имидж организаторов подобного будет если не похоронен, то весьма пострадает. Нет, день победы, тем более юбилейный, – это святое, чтобы устраивать в это время какие-то оппозиционные выступления. «9 октября» – это выглядит уже гораздо более правдоподобно, хотя с точки зрения объективных наблюдателей, а также избирателей, убежденных, что все должно происходить по Конституции, это тоже странно: ведь до очередных президентских выборов тогда останется всего месяцев 9-10, и это обстоятельство, конечно, будет раздражать народ.

В дальнейшем я не раз становился участником разговоров на эту тему в абхазском обществе. Большинство оценивало шансы на успех оппозиции весьма скептически, даже с усмешкой. «Станем на площади, тысяча человек, и будем стоять, а к нам будут присоединяться другие недовольные», – пересказывал один собеседник слова какого-то неназванного им оппозиционера, причем говорил про 10 октября. И напоминал, что нынешней оппозиции «ответный штурм» не удался ни в июле, ни в декабре 2016-го, когда она была гораздо более отмобилизована. Сейчас же у основной массы населения, как и перед референдумом июля 2016-го, будет сидеть в голове: «Да отстаньте вы от людей, дайте нам спокойно дожить до очередных президентских выборов!»

Знаю, между прочим, много людей в Абхазии, которые откровенно признавались после последних президентских выборов августа 2014 года, что они голосовали за избранного в итоге президента, а не за Аслана Бжания, с очень простой целью: чтобы побыстрее «это все» (эта зона политической турбулентности) закончилось. Мол, не верят они, что те, кто 27 мая того года «сделал невозможное возможным», вот так возьмут и спокойно смирятся с поражением на выборах.

Не все, конечно, так просто. Многих оппозиционно настроенных и просто все более недовольных жизнью людей вдохновил, мне кажется, пример «бескровной революции», совершенной во главе с Николом Пашиняном в апреле в Армении. Да чего уж там, если даже в Азербайджане тамошняя оппозиция, судя по ряду публикаций в СМИ, вдохновилась этим примером! Тем более что наиболее радикально настроенные оппозиционеры обычно уверены: власть обязательно задействует административный ресурс и сфальсифицирует результаты выборов. Куда проще сказать на площади: «Народ сказал свое слово, и это слово – за нас!»

Виталий Габния на брифинге выступил однозначно против этой акции:

«Я призываю наших граждан ни в коем случае не поддаваться на эти провокации, при всех разочарованиях, которые объективно имеют место... Я понимаю, что власть не справилась со многим, и с себя ответственности не снимаю. Мы должны признать, что 27 мая был не лучшим днем в нашей истории, где мы, решая одну государственную задачу, столкнулись с другой. После этого власть и толпа уравновесились, наступила власть толпы».

Эти слова вызвали недоумение и возмущение у некоторых форумчан: «Ах, теперь для него 27 мая 2014-го – уже «не лучший день в нашей истории»! Но эти комментаторы продемонстрировали свою явную неосведомленность, они не в курсе, что точно такую фразу, про «не лучший день», вице-президент произносил пару лет назад. Да и накануне самих событий 27 мая он, тогдашний оппозиционер, заявлял, что категорически против силовых действий...

И, наконец, такое весьма важное заявление на брифинге:

«Я обращаюсь к президенту, как своему соратнику, не делать ошибок своего предшественника, недооценивая общественную напряженность. Я призываю президента, как своего друга, не выдвигаться на второй срок, тем самым снизив напряженность. Поставить на преемника, который в большей степени может сплотить право- и левофланговых и являющегося оптимальным в данном случае. И такой человек есть».

Тем самым подтвердились упорно ходившие в обществе разговоры – со времени учреждения политической партии «Апсны», в число основателей которой Виталий Габния входил, что во время выборов 2019 года действующий вице-президент не будет поддерживать действующего президента, если тот решит баллотироваться на второй срок. И стоит ли после этого удивляться и возмущаться, как делали отдельные интернет-пользователи короткой и «отстраненной» реакцией Рауля Хаджимба на заявление «второго лица в государстве» об отставке: это было, мол, его «самостоятельное решение»?

Очевидно то, что в преддверии грядущих президентских выборов формируется несколько политических команд, которые поведут борьбу за пост первого лица государства. И «карты» тут будут открываться постепенно, когда для того созреет ситуация.

А юбилеи нынешнего года – этого уже никак не избежать – будут проходить не без тревожного ожидания возможных вскоре после них политических потрясений.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG