Кабинет министров Южной Осетии внес изменения в Налоговый кодекс республики, сообщает пресс-служба правительства. Теперь все лица, задействованные в реализации Инвестпрограммы содействия соцэкономразвитию республики, на основании договоров о подрядах освобождаются от налога на добавленную стоимость, но по-прежнему будут платить налог на прибыль.
Жаль, что такие новости не сопровождаются подробными комментариями. А без них остается масса белых пятен, соответственно, и поводов для домыслов.
В самом деле, повышение собственных доходов – одна из главных задач, которые президент поставил перед правительством. Кабмин давит на бизнес, требует социальной ответственности и платежей в бюджет, а тут от НДС освобождают подряды Инвестиционной программы – это десятки, если не сотни миллионов рублей, которые могли бы поступить в казну.
Изменения в Налоговый кодекс были внесены 13 декабря 2017 года в Цхинвале по договоренности российского и югоосетинского правительства. Стороны тогда приняли специальный протокол о внесении изменений в Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Южная Осетия об оказании помощи Республике Южная Осетия в социально-экономическом развитии от 26 августа 2009 года, предусматривающее освобождение от НДС лиц, привлекаемых к подрядам Инвестпрограммы.
Почему так решили? На это тоже есть объяснение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации «О применении налога на добавленную стоимость в отношении строительных работ и проектных услуг, осуществляемых российскими организациями в Абхазии, Южной Осетии, Кыргызстане, Таджикистане».
Дело в том, что объектом налогообложения на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно Налоговому кодексу, место реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), определяется по месту нахождения недвижимого имущества, в отношении которого выполняются работы. В нашем случае – в Южной Осетии, а значит, НДС не облагается. Подчеркиваю – это для российских компаний. По идее, подрядчиков из Южной Осетии это не касается – они работают дома и должны платить НДС. Но, видимо, решили их не обижать и освободить все предприятия, которые привлекаются к подрядам Инвестпрограммы. Говорит научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев:
«Тут речь идет о том, что в рамках единого экономического пространства от НДС освобождаются предприятия, которые работают на восстановление республики, но в рамках сегмента именно выделенных конкретных адресных средств. Именно по этим подрядам. Определенно – это как льгота для строителей. Естественно, эти деньги не перекочуют в бюджет Южной Осетии, но останутся в экономике у тех предприятий, которые работают. Это будет для них дополнительный доход, дополнительный бонус. Насколько он реально необходим и каков эффект от этих мер – я затрудняюсь ответить».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия