Accessibility links

Дело врачей в Абхазии


Три уголовных дела были возбуждены по халатности и причинению смерти по неосторожности
Три уголовных дела были возбуждены по халатности и причинению смерти по неосторожности

Сегодня врач сухумской инфекционной больницы Астанда Воуба получила на руки обвинительный вердикт суда, который предусматривает наказание в виде трех лет лишения свободы. Впервые в Абхазии врач может получить реальный срок из-за смерти пациента. Вердикт Сухумского районного суда также предусматривает запрет Воуба заниматься медицинской деятельностью в течение трех лет. Приговор еще не вступил в законную силу, окончательное решение будет вынесено определением кассационной коллегии Верховного суда.

Сухумский районный суд под председательством судьи Александра Степанова 20 июля вынес обвинительный приговор в отношении врача сухумской инфекционной больницы Астанды Воуба. Ей назначено наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселения.

Астанда Воуба в ноябре 2013 года приняла пациентку, 28-летнюю Лиану Тодуа. После оказания ей медицинской помощи Тодуа впала в кому. Она была направлена в больницу Дагомыса, где вскоре скончалась.

Начальник Судебного управления Генеральной прокуратуры Даур Амичба говорит, что, согласно материалам уголовного дела, проведением ряда экспертиз установлено, что был поставлен неверный диагноз и проводилось неверное лечение.

Астанда Воуба, получившая сегодня приговор на руки, так прокомментировала решение суда:

«20 июля у меня был суд, на котором судья Степанов вынес мне приговор. Сегодня я получила на руки приговор, с этим приговором я не согласна. Не понимаю, на чем основывается судья Степанов. Говорить о смерти пациента, не имея вскрытия, не представляется возможным. Дальнейшие мои действия – я буду обжаловать данное решение судьи Степанова».

Копию вердикта суда Астанда Воуба продемонстрировать отказалась.

Вскрытие погибшей Лианы Тодуа действительно не проводилось. Однако, по словам Даура Амичба, в ходе следствия была проведена независимая экспертиза на территории Российской Федерации:

«По результатам исследования истории болезни, назначенных лекарств было вынесено заключение о том, что лечение было назначено неверно и выставлен диагноз неверно. Соответственно, человек, который пришел своими ногами, получив какие-то препараты, через некоторое время впадает в кому и на следующее утро умирает. Есть причинно-следственная связь с принятием этих препаратов. Что касается вскрытия – у нас такой менталитет, к сожалению, по ряду многих и особо опасных преступлений родственники в категоричной форме отказываются выдавать труп не только для вскрытия, даже для элементарного наружного осмотра с целью установления каких-то повреждений. В данном случае гражданка Тодуа была завезена матерью через границу, вскрытие не проводилось ни на территории России, ни на территории Абхазии. Она была погребена без соответствующего заключения. В материалах дела имелись данные о том, что она отказывается выдать тело для заключения. Поэтому заключение было основано только на результатах экспертиз, по истории болезни, по показаниям свидетелей, очевидцев, по медицинской карте, на основании этого была установлена причинно-следственная связь между неправильным лечением и наступившей смертью».

В Генеральной прокуратуре еще не получили копию приговора. Амичба подчеркнул, что приговор Генпрокуратура обжаловать не будет, так как позиция обвинения практически совпала с позицией суда: гособвинитель просил четыре года, судья назначил три года.

Существует определенная сложность в доказывании вины медиков в связи с тем, что в случае наступления смерти пациента материалы, на которых основывается заключение, история болезни находятся до определенного времени на руках самих врачей. Даур Амичба продолжил:

«В отношении врачей было очень много нареканий, в частности, в роддоме, где были проверки по фактам гибели младенцев, все эти материалы рассмотрены. Говорить, что мы повально врачей сажали, такого нет. Это единственный случай, когда мы приговорили врача к реальному лишению свободы. Были уголовные дела в отношении врачей городской больницы, был оправдательный приговор. Но практика есть».

По делу о смерти Лианы Тодуа также проходили бывший главный врач сухумской инфекционной больницы Нателла Паписимедова и врач-реаниматолог Нина Дашаева. Три уголовных дела были возбуждены по халатности и причинению смерти по неосторожности.

В отношении Дашаевой приговор оглашен 3 июля 2018 г., она была оправдана, но данный приговор не вступил в силу. «Мы подготовили кассационное представление и в конце недели направим его в Верховный суд», – сказал Даур Амичба. Дело Паписимедовой еще ждет решения Верховного суда.

Отметим, что если приговор в отношении Астанды Воуба вступит в силу, то она проведет в колонии лишь один год, так как из-за условий содержания наказание исчисляется «один к трем».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG