За нарушение моральных и этических принципов из рядов «Грузинской мечты» исключен депутат Давид Чичинадзе. Сам парламентарий себя виновным не считает, считая справедливой свою критику в адрес спикера парламента Ираклия Кобахидзе. Позднее за поддержку опального депутата резкой критике подвергся его коллега Гедеван Попхадзе. Тем не менее аналитики считают, что оппозиция вряд ли получит выгоду от обострения борьбы в недрах «Мечты».
Исключение строптивого члена большинства назревало давно: в начале апреля в «Грузинской мечте» наметился серьезный раскол между представителями «старой гвардии» и молодыми депутатами, возглавляемыми спикером парламента Ираклием Кобахидзе и председателем фракции партии Мамукой Мдинарадзе. Ситуацию удалось стабилизировать лишь после выхода из тени Бидзины Иванишвили, официально взявшего на себя управление партией.
На днях, после критических замечаний Чичинадзе в адрес спикера парламента Ираклия Кобахидзе, кризис разгорелся с новой силой. До этого последний обвинил бывшего премьера Георгия Квирикашвили в срыве парламентских инициатив, направленных на повышение безопасности труда.
Давид Чичинадзе увольнение из партии воспринял как проявление авторитаризма со стороны молодого костяка партии:
«Я считаю безответственным заявление Кобахидзе о том, что парламент пошел на компромисс, из-за которого погибли шахтеры, и что это произошло из-за противодействия со стороны Квирикашвили. Мы, как депутаты, имеем свои обязательства перед избирателями и не обязаны выслушивать оскорбления со стороны спикера. Нападки на Квирикашвили, бывшего главу партии и премьера, я считаю абсолютно безнравственными, учитывая к тому же тот факт, что именно с его подачи эти люди попали в политику. Их действия соизмеримы с действиями большевиков и комсомольцев. О какой партийной дисциплине вообще идет речь?»
Исключению коллеги воспротивился представитель большинства Гедеван Попхадзе, который и методы секретариата «Грузинской мечты» окрестил комсомольскими. По всей видимости, в правящей партии решили покончить с инакомыслием. Заместитель председателя парламента Гия Вольский призвал Попхадзе вовремя одуматься:
«Давид Чичинадзе противопоставил себя другим членам партии, за что понес наказание. Я не считаю это большой потерей. Вместе с тем я считаю, что Гедеван Попхадзе переборщил с проявлением эмоций, и очень серьезно, так как я не заслужил, чтобы кто-то без глубинного анализа ситуации употреблял по отношению ко мне вот такие термины».
Это заявление возымело свое действие, и спустя пару часов Гедеван Попхадзе приносил коллегам извинения за сравнение их с компартией и комсомолом. Под конец он все же выразил надежду, что конфликт вокруг Чичинадзе не исчерпан.
«Я извиняюсь за это высказывание и прошу коллег простить меня за эмоции, но я не считаю вопрос с Чичинадзе исчерпанным. Мы должны сообща урегулировать этот вопрос. У меня нет проблем с уходом из партии, если кто-то так ставит вопрос. Однако речь идет о том, что каждого из нас объединяет желание служить нашей родине, своему народу», – покаялся парламентарий.
По мнению политолога Гии Хухашвили, налицо продолжение конфликта между «мечтателями»-старожилами и молодежным костяком партии:
«Что из себя в реальности представляет «Грузинская мечта»? Это мешанина из обломков различных политических сил, в том числе от «Нацдвижения». Они не объединены никакой системой идеологических или иных ценностей, ими движет лишь жажда первенства. Поэтому для меня абсолютно аморальны высказывания Кобахидзе, чуть ли не обвинившего бывшего премьера в гибели горняков в Ткибули. Да, налицо сформировавшийся комсомольский костяк, не обладающий ничем, кроме мастерства интриг. В отдельности, сами по себе, эти паразитирующие на ресурсах Бидзины Иванишвили личности ничего собой не представляют. Для этого достаточно вспомнить судьбу бывшего лидера партии Квирикашвили, которого после отставки буквально смешали с грязью».
В некоторой степени схожим является мнение политолога Вахтанга Дзабирадзе, который считает, что исключение Чичинадзе из рядов партии является фрагментом глубинной борьбы за достижение первенства при формировании избирательного списка к выборам 2020 года:
«Борьба продолжается, и отставка правительства лишь ускорила этот дремлющий процесс. Подобные всплески борьбы мы наблюдали и в канун выборов 2016 года, и в этом году. Это чисто внутрипартийный процесс, ничего из вон выходящего нет».
Вместе с тем, по словам наблюдателей, обострение внутрипартийной борьбы в рядах «мечтателей» никак не усиливает рейтинг других политических сил, которые в нынешней склоке выступают лишь в качестве наблюдателей.