Сегодняшний доклад грузинского отделения Transparency International оценил вероятность рисков коррупции в системе правосудия. Согласно исследованию, презентация которого состоялась сегодня в офисе организации, из-за изъянов законодательства в судебной системе постепенно сформировался клан, который обладает неограниченным влиянием на судейский корпус, что повышает вероятность коррупционных сделок.
Как отмечают авторы, подобное исследование в своем роде является уникальным для Грузии и отражает ситуацию апреля текущего года. В докладе перечислено множество факторов, порождающих недоверие общественности к системе правосудия. Часть их в своем выступлении перечислила глава организации Эка Гигаури:
«В первую очередь законодательные изменения последнего периода служат усилению влияния определенной группы в судебной системе. Во-вторых, Совет юстиции получил необоснованно широкие полномочия в вопросах назначения председателей судов, в результате чего на должности были назначены люди, которые проявили недостаточный уровень профессионализма в ходе судебных разбирательств в прошлом».
В докладе упоминаются имена нескольких судей, запомнившихся общественности благодаря скандальным делам, но позднее, тем не менее, назначенных на должность судей на неограниченный срок: это Леван Мурусидзе (дело Сандро Гиргвлиани), Манучар Капанадзе (дело Сулхана Молашвили) и Георгий Гигинеишвили (дело Серго Тетрадзе).
Примечателен пункт доклада, где говорится об анонимном опросе профессиональных кругов, в том числе действующих адвокатов, а также бывших представителей судейского корпуса. Респонденты указывают на случаи коррупционных сделок при решении некоторых судебных дел. По их утверждениям, нередко для достижения желаемого решения суда стороны входят в коррупционную сделку с влиятельными судьями, которых в системе именуют «боссами».
Transparency International рекомендует парламенту внести изменения в законодательство, урезающие очень высокие полномочия Высшего совета юстиции. Необходимо лишить совет права бессрочно назначать председателей судов – это право должно входить в компетенцию самого судебного корпуса, говорится в докладе.
Спустя час после презентации в Высшем совете юстиции был организован брифинг, на котором выступил секретарь совета Георгий Микаутадзе. Он назвал «несерьезными» и «лживыми» результаты исследования Transparency International:
«Исследование целиком основано на лживой информации. Мы рассматриваем это как попытку на основе неправильных фактов создать мнение, что в судебной системе распространена коррупция. Примечательно, что выводы исследования о наличии влиятельных групп в Совете юстиции основаны на опросе семи анонимных лиц, что не дает возможности оценить правдивость их суждений. Также в докладе говорится о большом влиянии председателей судов, но при этом не приведено ни одного аргумента в поддержку этой версии, и опять все основано на опросе лиц, пожелавших остаться неизвестными. Неправда и то, что законодательные изменения направлены на усиление чьего-то влияния. Напротив, полномочия председателей судов в последнее время доведены до минимума».
Однако не все члены Высшего совета юстиции согласились с утверждениями секретаря организации. По словам Анны Долидзе, доклад грузинского отделения Transparency International в полной мере соответствует существующим реалиям.
«Неограниченная и бесконтрольная власть повышает риски коррупционных сделок, это мы знаем не только из собственного опыта, но и из мировой практики. На протяжении длительного периода я и несколько членов совета утверждаем, что власть обладает неограниченными полномочиями в деле назначения судей и принятии других решений. Поэтому верны доводы, приведенные в исследовании НПО, что неограниченная власть может быть использована для личного обогащения. В этих условиях парламент должен принять более жесткие законодательные рамки для ограничения этих прав. Мы должны определиться в выборе, какая судебная власть нам нужна – европейского типа или советского, где все основано на личных связях и взятках», – резюмировала Анна Долидзе.