О предстоящем слиянии Министерства культуры и спорта Грузии с Министерством образования и науки было объявлено сегодня. К чему может привести это объединение и о чем свидетельствует опыт тех стран, где Министерство культуры как таковое было упразднено в принципе?
Министерство культуры за последние годы не раз оказывалось в центре скандалов. Самым ярким пятном на репутации ведомства стал уничтоженный исторический рудник Сакдриси. Множество вопросов вызвали программа Check in Georgia и роль Минкульта в утверждении проекта «Панорама Тбилиси», говорит глава Ассоциации молодых юристов Сулхан Саладзе. Более того, определенные претензии были и к самому министру Михаилу Гиоргадзе.
Пока не известно, какие изменения претерпит ведомство после слияния с Минобразования. Механическое объединение в условиях сохранения всех агентств и организаций, находящихся в составе ведомств, пока сложно представить, говорит Саладзе. Оба ведомства – достаточно большие структуры: там и вся сфера образования, и культурное наследие, и спорт, и наука:
«В одном министерстве окажется столько различных сфер, что структура окажется просто огромной. Поэтому мы склонны ожидать от правительства изменений содержательного характера. Пока мы не знаем этих деталей, очень сложно сказать, пойдет ли это на пользу или навредит определенным процессам в сфере культуры».
В Европе есть страны, где Министерства культуры как структуры не существует, говорит искусствовед София Киласония. Но эти страны прошли определенные этапы развития сферы искусства, договорились по поводу того, какие направления нуждаются в поддержке, а какие нет, какие стоит финансировать вне зависимости от их окупаемости, а какие со временем должны научиться содержать себя сами. Создали определенные фонды, лаборатории и организации, курирующие эти сферы, и уже после этого пришли к определенному решению.
В Грузии же всю историю Министерства культуры можно разделить на два этапа, говорит искусствовед. Это советский период, когда искусство зачастую использовалось как идеологическое оружие, и постсоветский, который можно охарактеризовать одним емким словом – хаос.
Сейчас этот хаос, говорит Киласония, должен влиться в другую структуру. При том условии, что грузинский Минкульт, будучи отдельным, независимым ведомством не прошел тех этапов развития, о которых можно говорить в случае с европейскими примерами.
«Министерство культуры обесценило свою роль. Сделав это, сейчас они сливаются с другим ведомством. И в обществе его защищать не будут, потому что мы не помним ничего полезного из ориентированного на длительную перспективу, что бы сделало это ведомство», – говорит Киласония.
Куратор современного искусства Магда Гурули полагает, что идея слияния ничего хорошего не принесет. По ее мнению, это попытка «задвинуть» культуру на второй план, в то время как эта сфера является своего рода «визитной карточкой» страны:
«Мы не являемся страной с высокими технологиями, мы не большие игроки на политической арене. Единственные сферы, благодаря которым мы можем предстать перед миром, – это культура и спорт. Развитие грузинского современного искусства важно и с точки зрения нашего геополитического положения. К тому же культура имеет прямое отношение к развитию туризма, который является приоритетным направлением для страны. Вот в этих условиях, когда культура может затеряться в бюрократических коридорах, я слабо представляю, что у нас вообще останется и как все это будет развиваться дальше».
Пока не известно, кто именно возглавит новое ведомство. Предположительно, об этом будет объявлено через две недели.