Accessibility links

Наркополитика и поражение либералов


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Судя по всему, бурные события выходных дней, связанные с акциями сторонников декриминализации легких наркотиков, более или менее подошли к концу. Сейчас самое время попытаться сделать выводы из произошедшего, а они – самые неутешительные из всех возможных.

Все обсуждают события конца недели и пытаются подвести итоги – кто же все-таки вышел победителем? Одни говорят, что выиграло правительство, которое смогло и спецоперацию провести, и акцию протеста мирно распустить, без разгона и применения силы. Другие полагают, что победило движение за декриминиализацию легких наркотиков. И, действительно, где это видано, где это слыхано, чтобы целый министр внутренних дел прилюдно извинялся перед митингующими? Вот уж действительно победа так победа.

Увы, я не придерживаюсь ни одного из этих оптимистических мнений и смотрю на эту ситуацию куда более пессимистичного. 13 мая первую, хоть и локальную победу праздновали не любители покурить травку и не гибко-эластичное правительство – победу праздновали фашисты.

По правде говоря, я был бы категорически против проведения акции любителей травки – конечно, меня никто не спрашивал, но тем менее убежден: наркотики – это последняя тема, которую в Грузии следует поднимать публично.

Не надо путать Грузию с замечательными странами вроде Голландии с дисциплинированным, рациональным и законопослушным населением. К сожалению, все последние десятилетия показывают, что грузины – нация, склонная к саморазрушению, и использует для этого любые имеющиеся в наличии средства – сигареты, наркотики, азартные игры, безумное вождение автомобиля, банковские долги и т.д. Такое ощущение, что их кто-то запрограммировал на суицид, и идут они по этому пути тупо и безотчетно – как мотылек летит на свет лампы, которая его сожжет... Дайте им еще один рычаг в руки – и они пойдут к концу на шаг быстрее.

Грузия перенесла настоящий наркотический апокалипсис, когда на игле сидела почти вся молодежь. Нация уже заглянула на дно пропасти, и лишь жесточайшая наркополитика прошлого правительства позволила несколько отойти от края. Говорить в Грузии о наркотиках – это все равно, что в семье повешенного говорить о веревке.

Совершенно очевидно, что требование о декриминализации, пусть даже легких наркотиков, полностью лишает акцию протеста даже теоретической возможности широкой поддержки. Причем следует принять во внимание, что этот вопрос, в отличие от, скажем, вопроса сексуальных или религиозных меньшинств, нельзя рассматривать в призме противостояния либералов и консерваторов. В Грузии очень много вполне либеральных и толерантных людей, которые при этом за жесткую наркополитику.

Надо было совсем не соображать головой и не знать грузинских реалий, чтобы не понять – это обязательно будет использовано. Что ж, так оно и вышло. Как неразумные дети, буквально собственноручно, завернув в красочную бумагу, сторонники декриминализации сделали шикарный подарок черносотенцам – дали им новую тему.

В последние месяцы фашистские организации Грузии несколько сникли, потеряли драйв и стали бурно топтаться на одном месте. Сделав резкий старт два года назад, они вдруг затормозили из-за отсутствия новых идей.

В начале основой их идеологии были ксенофобия, ненависть к иностранцам, показушный религиозный фанатизм. Но со временем это перестало приносить сторонников: национальный вопрос – слишком деликатный и сложный. В стране, в которой тысячи граждан рвутся на сезонные заработки в Турцию, десятки тысяч штурмуют лагеря беженцев в Европе и 145 000 человек работают в туристическом бизнесе, взращивать ксенофобию – дело неблагодарное.

Ну, конечно, на уровне поныть о том, что у нас отбирают грузинство, – это пожалуйста, но когда доходит до дела, от работы, предложенной турком или иранцем, никто не отказывается. Словом, это все, конечно, хорошо, но не настолько. Народец этим не прошибешь.

Потом были вездесущие ужасные и коварные геи, которые охотятся по всему миру за грузинскими парнями, поскольку в других странах парней уже не осталось – все давно геи.

Эта пропаганда вроде бы имела резонанс, но в реальной жизни – ни шатко, ни валко. Да, пару раз обматерить гомосексуалистов по пьяни у себя на кухне – это всегда пожалуйста, но в целом. Какие геи, кому есть до них дело? 99% населения никаких геев отродясь не видело.

Потом государство нанесло сильный удар по основной черносотенной конторе – «Грузинскому маршу», посадив за нападение на сотрудников телекомпании «Рустави 2» нескольких лидеров движения. В конечном итоге «маршисты» зачахли, и вот уже несколько месяцев о них ничего не видно и не слышно.

Но на помощь грузинским фашизоидам сломя голову прибежали ультралибералы, подарив им победу на пару с новой темой, да еще какой, – наркотики...

После вечера воскресенья грузинские ксенофобы воспрянули, недавнее затишье и апатия в их лагере сменилось бурным ликованием. В воскресенье, 13 мая, они запугали «либерастов» и заставили их бежать сломя голову... Более чем просто бежать – их вывозили с места митинга на автобусах, под прикрытием полиции и спецназа.

Если кто-то сомневается, что события 13 мая представлены фашистской пропагандой именно так, – то, значит, он совсем не знает грузинских реалий.

«Грузинский марш», основные лозунги которого состоят из слов «бить», «ломать», «дать в морду» и т.д., уже давно стал проблемой для страны, отпугивая то иностранных туристов, то инвесторов, наделяя самих себя правом считать, что есть грузинское, а что нет... Не думаю, что этот подъем продолжится больше нескольких месяцев, однако и этого много. Это как в спорте: после долгих поражений даже случайная победа дает ощущение морального подъема.

События 13 мая обнажили еще одну неточность: всеобщая убежденность состоит в том, что Грузия превратилась в арену нескончаемого столкновения между консерваторами и либералами. Но и тут ошибочная постановка вопроса. Ультралибералов также немного, как открытых фашизоидов, это два полюса, две крайности. Большинство грузин прочно заняли место посередине, а на бесконечную толкотню традиционалистов и ультралибералов смотрят как на цирк, который их практически не касается.

Сегодня можно долго придумывать теории заговора о том, что Бидзина Иванишвили спровоцировал конфликт вокруг наркополитики, чтобы заглушить политическую активность молодежи, что он, как марионетками, управлял и «Белым шумом», и «Грузинским маршем»... В общем, придумать можно все что угодно и сказать тоже – язык, он, как известно, без костей.

Очевидно лишь то, что 13 мая грузинский либеральный мир потерпел хоть и локальное, тактическое, но поражение. Преимущественно – по причине собственной недальновидности.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG