ПРАГА---Гражданская активистка из Ахалгори Тамар Меаракишвили выдвинута сразу на две премии в области защиты прав человека. «В апреле 2018 года Народный защитник Грузии Нино Ломджария за самоотверженную борьбу в защиту прав пострадавшего населения в конфликтной зоне выдвинула ахалгорскую активистку Тамар Меаракишвили на премию ООН в сфере защиты прав человека и аналогичную премию Вацлава Гавела», – говорится в опубликованном сегодня в Netgazeti заявлении офиса омбудсмена Грузии.
«Рискуя собственной безопасностью и здоровьем, активистка и блогер Тамар Меаракишвили освещает сложившуюся в оккупированном Ахалгори тяжелую ситуацию с правами человека, случаи нарушения этих прав де-факто властями по отношению к местному населению, – считают в офисе Народного защитника. – В 2017 году она дважды подвергалась задержаниям, а в данный момент против нее возбуждены два уголовных дела. У нее отобрали документы, удостоверяющие личность, поэтому, несмотря на проблемы со здоровьем, она лишена возможности попасть на лечение на территорию, контролируемую грузинской стороной. Народный защитник считает, что процесс против Тамар Меаракишвили возбужден с целью заставить ее замолчать и покинуть родной город».
Мы связались с советником грузинского омбудсмена Медеей Турашвили, и вот что она рассказала:
Кети Бочоришвили: Калбатоно Медея, Тамар Меаракишвили активно работает со многими СМИ, в том числе и с Радио Свобода, в частности, с нашей программой – «Эхо Кавказа». И нам, конечно, далеко не безразлична ее судьба, поэтому мы бы хотели спросить: выдвижение ее на премию может каким-то образом повлиять на ее дальнейшую судьбу, на ее положение в Ахалгори, как вы думаете?
Медея Турашвили: Выдвижением на премию Народный защитник в первую очередь хотела сказать, что Тамар Меаракишвили делает очень важное дело в Ахалгори и постоянно пишет о том, что происходит там. Можно сказать, что она единственный человек, который вещает из Ахалгори, все мы от нее получаем информацию, и это очень важно для всех – разных медиаресурсов, организаций, а также для местного населения, которое проживает там. Для них тоже важно, что есть человек, который говорит открыто об их проблемах. Что касается лично ее, то мы думаем, что Народный защитник Грузии номинировала ее на премии Вацлава Гавела и ООН, тем самым мы хотим, во-первых, сообщить международным организациям, чем она занимается, и этим, мы думаем, как-то поспособствуем также ее защите, потому что она, можно сказать, находится в незаконном задержании в Ахалгори – она не арестована, но право на передвижение для нее ограничено, и поэтому она нуждается в защите ее безопасности. Так что номинирование на премию будет для нее как защита.
Кети Бочоришвили: А как еще мог бы помочь офис Тамар Меаракишвили – есть у вас какие-то другие рычаги? Общаетесь ли вы оставшимися неправительственными организациями, которые есть в де-факто республике Южная Осетия? Кроме этого выдвижения есть еще какие-то рычаги воздействия на власти с целью облегчить ее положение?
Медея Турашвили: Когда мы встречаемся с разными международными организациями, которые интересуются ситуацией в Южной Осетии, то постоянно поднимаем ее случай, ее проблемы, и тем самым стараемся, чтобы разные международные организации были осведомлены о ее состоянии. Это один рычаг. Второе: вы, наверное, сегодня читали в нашем заявлении, что мы думаем, что она нуждается еще и в финансовой, социальной помощи, что она не может заниматься ничем на данном этапе, не может передвигаться, и поэтому, думаем, если есть возможность, разным организациям, физическим лицам как-то финансово ее поддержать, особенно для того, чтобы она оплатила расходы на адвоката, - это будет очень важным для нее.
Кети Бочоришвили: Что откроется для Тамар Меаракишвили в случае получения этой премии?
Медея Турашвили: В случае получения премии есть, конечно, финансовая поддержка, но кроме этого есть очень важный фактор – это международное признание того, что она на самом деле делает очень важное дело и вносит вклад в защиту прав человека в своем регионе. Это будет признанием того, что ее деятельность очень важна. Вот эти премии ООН и Вацлава Гавела – очень важные международные премии.
Кети Бочоришвили: Калбатоно Медея, скажите, пожалуйста, сам процесс сколько занимает времени – выдвижение, потом присуждение этой премии?
Медея Турашвили: Несколько месяцев. Результат премии Вацлава Гавела будет известен в сентябре, а ООН – в декабре. Для нас это, можно сказать, шаг к тому, чтобы как-нибудь защитить ее и поднять ее вопрос на международном уровне.
Кети Бочоришвили: У нас такие прецеденты были?
Медея Турашвили: В прошлом году из Грузии на премию Вацлава Гавела номинировали Ассоциацию молодых юристов, и они получили вторую степень.