Вчера, по сложившейся в последние годы традиции появления важных кадровых новостей уже после окончания рабочего дня, пресс-служба президента Абхазии распространила сообщение. Согласно ему, президент Рауль Хаджимба подписал Указ «О премьер-министре Республики Абхазия». В нем, в частности, говорится: «Освободить Барцица Беслана Константиновича от должности премьер-министра Республики Абхазия в связи с переходом на другую работу... Назначить премьер-министром Республики Абхазия Гагулия Геннадия Леонидовича... Премьер-министру Республики Абхазия представить в установленном законом порядке предложения по структуре и персональному составу кабинета министров Республики Абхазия».
А сегодня в десять утра Рауль Хаджимба представил правительству нового премьер-министра. Хотя, как говорят в таких случаях, кто-кто, а он в Абхазии в представлениях не нуждается. Вот что сказано в его опубликованной вчера же официальной биографии. Родился 4 января 1948 г. в селе Лыхны Гудаутского района. В 1972 году окончил строительный факультет Белорусского политехнического института. С 1973 по 1977 годы – строймастер, прораб, главный инженер, начальник строительного участка. В 1977-1986 гг. – заместитель директора комбината общественного питания озера Рица. В 1986-1991 гг. – председатель Гудаутской районной потребительской кооперации. С 1991 года – председатель Государственного комитета по внешнеэкономическим связям Совета министров Абхазской АССР. С 1992 по 1995 годы – заместитель председателя Совета министров Абхазии. В 1995-1997 годах – премьер-министр РА. С 1997 работал помощником депутата Государственной Думы РФ. В 2002 году Гагулия возглавлял Торгово-промышленную палату Абхазии, а в 2002-2003 – вновь должность премьер-министра. В 2003-2004 годы был руководителем администрации президента Абхазии. В 2005 году вновь возглавил Торгово-промышленную палату РА, где и работал до сегодняшнего дня.
Таким образом, Геннадий Леонидович установил, можно сказать, своеобразный рекорд, в третий раз в послевоенной истории Абхазии возглавив правительство.
И вот за столом, за которым обычно проводит заседание кабмина премьер, расположились слева направо трое: Геннадий Гагулия, Рауль Хаджимба и Беслан Барциц. Глава государства выразил надежду на то, что работа кабинета министров позволит решить стоящие перед ним задачи. «Просил бы, – сказал он, – встать рядом с новым руководителем, он всем хорошо известен. Я думаю, что методы работы Геннадия Леонидовича известны всем, кто находится в этом кабинете. Спрос будет со всех достаточно жесткий. А предыдущему премьер-министру я еще раз хочу сказать спасибо за ту работу, которая была сделана. Не сомневаюсь, что впереди будет много возможностей показать себя на другом поприще». Рауль Джумкович продолжил, имея в виду ближайшее будущее членов кабмина:
«Хочу, чтобы было понимание: кто-то будет работать, кто-то будет заниматься другими вопросами. Я понимаю: у некоторых есть свое отношение к происходящему процессу, у некоторых есть свое видение по поводу кандидатур. Я даже знаю уже о некоторых так называемых отзывах. Просил бы всех понять: никаких «отзывов»! Если кому-то хочется, говорите в лицо. Научиться нужно этому. А то сидеть за компьютером и давать какие-то оценки – это не самое красивое, что можно было бы сделать... Те вопросы, которые стоят перед нами, они должны решаться, и не все, я еще раз говорю, так плохо, как иногда представляют. Есть сложности, есть трудности. И эти трудности порождаются не только нашими внутренними обстоятельствами. Я не один раз говорил: есть очень сложные процессы, которые происходят в той же России и вокруг нее. А мы не можем не учитывать эти процессы, мы «подвязаны» ко многим процессам, которые происходят в мире».
После него Беслан Барциц поблагодарил членов правительства за ту работу, которую они выполняли вместе с ним на протяжении последних полутора лет. «Это были непростые времена, – сказал он, – многое получилось, есть то, что нужно продолжить. Я думаю, что опыт и знания Геннадия Леонидовича принесут тот результат, который ждет глава государства».
Геннадий Гагулия сказал:
«То, что я сегодня премьер-министр, – для многих это немножко смешно и непонятно, что происходит. Но я хотел бы объяснить ситуацию...
Р. Хаджимба: Я извиняюсь... Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Посмотрим...
– Да, ну вы помните, мы строим государство. В этом государстве мы все вместе – солдаты, есть у нас командующий. И командующий если... Я честно говорю вам, не скрою перед Раулем Джумковичем... Три-четыре дня он меня уговаривал. Я спокойно себя чувствовал, никаких головных болей. Но когда солдат идет в бой, он не рассуждает, в ту ему сторону пойти или в эту. Если какие-то упущения будут, есть президент, который нас поправит. Но «рабочая лошадь» – это кабинет министров. Как мы будем работать, как мы будем созидать, так и народ будет благодарить все руководство. Если мы будем тянуть вниз, значит, наши дела пойдут вниз. Как Рауль Джумкович сказал, нравится – не нравится, воспринимайте... Деваться уже некуда».
Многие интернет-комментаторы восприняли данное кадровое решение позитивно: «Будем надеяться, что назначение такого опытного управленца скажется на эффективности работы кабинета министров»; «Геннадий Леонидович очень здорово организовал работу Торгово-промышленной палаты, его энергетике, требовательности можно только позавидовать. Как часто в последние годы, благодаря его усилиям, Абхазия была представлена на международных выставках и ярмарках, в том числе в дальнем зарубежье!» (Присоединюсь к последнему мнению. Так сложилось, что я хорошо знаю многих сотрудников ТПП и из общения с ними имею представление о том уровне дисциплины, требовательности к работе каждого, которого он там добился. Ну а то, что в начале этого года, ему исполнилось семьдесят... Многие куда более молодые руководители уступают ему в умении организовать работу.)
Но было и немало критических комментариев в адрес властной команды: «Ха-ха-ха! А скамейка запасных подошла к концу!»; «Молодым везде у нас дорога!»
Некоторые комментаторы тут же вспомнили о том, как на прошлой неделе управление информации и протокола аппарата кабинета министров распространило грозное предостережение, уже цитировавшее на «ЭК»: «В связи с участившимися дезинформирующими информациями в соцсетях, касающихся якобы отставки премьер-министра РА Беслана Барцица, напоминаю, что информация с заведомо ложными данными будет строго пресекаться в соответствии с законом Республики Абхазия». Кто-то по этому поводу теперь написал: «А как же угрозы от аппарата кабмина? А как же утверждение, что все лгут, негодяи такие?»
Гагулия – уже четвертый премьер-министр при президентстве Рауля Хаджимба. Первый – Беслан Бутба – проработал чуть больше полугода и ушел в марте 2015-го. Сменивший его Артур Миквабия возглавлял кабмин менее полутора лет и ушел в июле 2016-го. Беслан Барциц, назначенный премьером 5 августа того же года и освобожденный с этого поста 24 апреля 2018-го, продержался на нем, таким образом, более полутора лет. Многие наблюдатели убеждены, что решение президента отправить его в отставку было предопределено намерением парламента на ближайшем заседании сессии обсудить вопрос об объявлении Барцицу вотума недоверия. Попытка внести этот вопрос в повестку дня была предпринята еще на заседании сессии под занавес прошлого года, но для этого чуть-чуть не хватило голосов. Сторонники Барцица в парламенте апеллировали тогда к тому, что для внесения в повестку дня такой вопрос должен пройти соответствующие процедуры, на сей же раз препятствий уже не было бы… Вот, мол, президент и решил не доводить дело до вотума недоверия. Называются также имена людей, которым он предлагал этот пост, но те не решились возглавить кабмин в столь сложной экономической ситуации, в которой находится республика, а также в свете других проблем.
В прошлый раз Геннадий Леонидович возглавлял правительство Абхазии с 29 ноября 2002 года (сменив Анри Джергения) по 22 апреля 2003-го. Причем 7 марта 2003-го он представлял Абхазию на встрече в Сочи с президентами России и Грузии Путиным и Шеварднадзе. Тогда начал обсуждаться вопрос о восстановлении транзитного железнодорожного движения через Абхазию, который, как известно, и спустя 15 лет не продвинулся вперед. Ушел же Гагулия с премьерства в результате политического кризиса в Абхазии, обстоятельства которого излагать пришлось бы слишком долго. Ушел, проработав чуть более полугода, а преемником его стал нынешний президент Абхазии.
Сегодня Рауль Хаджимба назначил Беслана Барцица руководителем администрации президента РА, а другим указом – Даура Аршба, которого Барциц сменил, – первым вице-премьером кабмина.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия