Accessibility links

Самоуправляемый эксперимент


Сегодня во власти есть представление о том, где и как будут разграничены органы государственной и муниципальной власти
Сегодня во власти есть представление о том, где и как будут разграничены органы государственной и муниципальной власти

Председатель парламента Петр Гассиев на днях заявил, что закон о местном самоуправлении скоро вступит в силу, и рассказал об успешном эксперименте в Квайсе. Указанный закон был слово в слово списан с североосетинского, однако выяснилось, что он непригоден на практике. Его решили пересмотреть и адаптировать к местным реалиям.

Председатель законодательного собрания Южной Осетии Петр Гассиев недавно заверил граждан республики, что закон о местном самоуправлении скоро вступит в силу. Он пока тормозится из-за отсутствия в бюджете финансовых средств на эти цели, но «мы очень скоро к этому придем», заявил Петр Гассиев:

«Закон о местном самоуправлении есть, но он не работает. Известно, что мы провели небольшой эксперимент в Квайсе, провели праймериз, в результате выиграл претендент, которого мы не предполагали. Его назначили, и он выполняет свои обязанности. И мы очень этому рады. Эксперимент удался однозначно».

Самоуправляемый эксперимент
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:41 0:00
Скачать

За разъяснениями я обратился к начальнику Управления внутренней политики администрации президента Мурату Ванееву, попросил его рассказать подробнее об эксперименте в Квайсе и перспективах вступления в силу закона о местном самоуправлении – эти вопросы входят в сферу интересов его ведомства. Кроме того, в бытность президентом Леонида Тибилова, будучи министром юстиции, он входил в комиссию по совершенствованию конституционного законодательства, которая как раз занималась разработкой закона о местном самоуправлении. Мурат Ванеев подчеркивает, что этот вопрос стоял в республиканской повестке дня на протяжении всего периода независимости Южной Осетии. По его мнению, у населения, да и большинства чиновников весьма приблизительное представление о местном самоуправлении, они понимают его как демократическую процедуру – прямые выборы руководителя муниципалитета. Однако, говорит Мурат Ванеев, это далеко не полное представление:

«Это недостаточное понимание. Нужно еще много всего, чтобы местное самоуправление в полной мере ввести в практику – там иное, чем сейчас у нас, бюджетное формирование, там нужно провести распределение полномочий между органами самоуправления и государственной власти и т.д.

– И имущество нужно поделить...

– И это тоже. То есть там помимо прямых выборов много разных вещей, которые по разным причинам мы не сможем реализовать – из-за маленького населения населенных пунктов, из-за их отдаленности или их мизерных ресурсов. Поэтому, понимая, что население видит основной, скажем так, фишкой местного самоуправления выборы руководителя, решили пойти навстречу пожеланиям населения и провести некое изучение общественного мнения в Квайсе, выяснить, кого бы они хотели видеть руководителем населенного пункта. Это некий прообраз местного самоуправления, просто мы не хотим допустить ошибок, и местное самоуправление мы хотим пошагово изучать, как оно может быть реализовано на практике, в полной его мере».

Конечно, юридически, как и прежде, назначение чиновника происходит указом президента, соответственно, и в отставку он может быть отправлен одним росчерком пера главы республики. У избранного главы муниципалитета процедура прекращения совершенно иная. Пока не ясно, подчеркивает Мурат Ванеев, станет ли этот праймериз обязательной процедурой, но руководство будет двигаться в направлении реализации соответствующих положений конституции.

Закон о местном самоуправлении в Южной Осетии был принят в 2004 году. Его тогда просто заимствовали у Северной Осетии – переписали один в один. По разным объективным причинам он не реализуем на территории Южной Осетии, говорит Мурат Ванеев:

«Не реализуем вот по таким причинам: у них трехуровневая система власти, в отличие от нас, различное бюджетное формирование, в общем, возникла масса правовых и технических вопросов. Закон для нас оказался неудобным, то есть он противоречит нашей реальной ситуации. Поэтому решили так: наложить на него мораторий и придумать новый закон».

Время от времени эта тема забывалась, потом к ней возвращались, потом снова забывали... В 2014 году разработкой законопроекта занялась комиссия по совершенствованию конституционного законодательства. По словам Мурата Ванеева, закон был разработан, поняли, как он будет работать, но в какой-то момент его снова приостановили, и за пределы комиссии он не вышел по инициативе тех специалистов, кто отвечал за финансовые аспекты законопроекта – вроде бы законопроект не гармонировал с бюджетом».

Но в целом работа не была напрасной, сегодня во власти есть представление о том, где и как будут разграничены органы государственной и муниципальной власти, говорит Мурат Ванеев:

«Все-таки большинство экспертов пришли к мнению, что в районах будет государственная власть, а местное самоуправление будет на уровне населенных пунктов. Малочисленность населения – это не проблема, потому что три, четыре, пять населенных пунктов могут составлять одно муниципальное образование.

– А почему не на уровне района, например. Район тоже может быть муниципальным?

– Просто республика маленькая, и присуждать району чуть ли не статус республики в составе федерации – это не совсем правильно».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG