Грузия решила присоединиться к тем странам, которые в знак солидарности с Великобританией выдворяют российских дипломатов. Впрочем, в действиях грузинских властей многие увидели и последствия вчерашних безрезультатных переговоров в Женеве.
Ничто не предвещало готовности Грузии пойти на выдворение сотрудника секции интересов РФ при посольстве Швейцарии в Тбилиси. Так Грузия присоединилась к странам, выражающим солидарность Лондону из-за отравления бывшего разведчика ГРУ Сергея Скрипаля и еще двух человек.
Еще в то время, когда противостояние между Лондоном и Москвой только набирало обороты, министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе поддержал британские власти и народ на своей странице в Twitter. А потом наступила пауза, которая стала поводом для оппозиции обвинить правительство «Грузинской мечты» в лояльности по отношению к России.
А сегодня МИД Грузии официально выражает солидарность Объединенному Королевству и «разделяет позицию международного сообщества по данному вопросу. Соответственно, МИД объявляет персоной нон грата сотрудника секции интересов России в посольстве Швейцарии в Грузии и требует, чтобы он покинул Грузию в течение семи дней», говорится в заявлении МИД.
Глава секции интересов РФ в Тбилиси Евгений Конышев, как и другие сотрудники, которых всего десять, не стал комментировать решение грузинского МИД. Остается неизвестной и личность высылаемого сотрудника. За этот поступок МИД в оппозиции похвалили, но сочли недостаточным. Говорит депутат от «Нацдвижения» Тинатин Бокучава:
«Хорошо, что МИД принял такое решение. Но оно запоздалое, и это результат общественного давления. За этим должны последовать другие шаги, такие как, например, присоединение к другим санкциям (Запада) против России».
Дело в том, что Грузия участвует лишь в тех в санкциях ЕС, которые введены из-за аннексии Крыма Россией, но воздерживается от этой позиции по вопросу ситуации в Восточной Украине. Это поддержка и солидарность по конкретному вопросу Британии, заявил лидер большинства в парламенте депутат Арчил Талаквадзе.
Тем не менее многие наблюдатели склонны видеть в решении Тбилиси и отголосок вчерашних безрезультатных консультаций с РФ в Женеве. Ведь вчера стороны так и не достигли прогресса ни в принятии совместного заявления «о неприменении силы», ни по расследованию причин смерти гражданина Грузии в Цхинвали Арчила Татунашвили. За это МИД Грузии обвинил РФ «в деструктивном подходе и целенаправленной провокации».
Не замедлили в свою очередь уличить Тбилиси в «неконструктивности» и в Москве. Впрочем, многие грузинские наблюдатели вздохнули с облегчением. Хорошо, что Грузия не пошла ни на какие изменения женевского формата, говорит вице-президент Института стратегических исследований Грузии Ираклий Порчхидзе, вспоминая желание премьер-министра Георгия Квирикашвили лично подключиться к женевским дискуссиям, чтобы процесс урегулирования конфликта вывести на новый уровень. Ираклий Порчхидзе продолжает:
«Важно сохранить структуру женевского формата. Судя по публичным заявлениям, среди разных ветвей власти Грузии существовало определенное разногласие по этому вопросу. Видно, что у РФ есть намерение начать реформирование женевских дискуссий. Грузии, с учетом сегодняшней ситуации, соглашаться на это ни в коем случае нельзя».
Любые изменения, считает Ираклий Порчхидзе, Россия использует для международной легитимации отколовшихся регионов Грузии – Абхазии и Южной Осетии. Впрочем, из-за недостатка информации никаких параллелей между женевскими итогами и сегодняшним решением Тбилиси не видит политолог Заал Анджапаридзе:
«Российско-грузинские отношения и так сложны. Но после смены власти они стали относительно сносными, что давало надежду на то, что ничего плохого не произойдет. Сейчас отношения могут обостриться. Вероятно, это может отразиться на торгово-экономических отношениях с Россией. Это может выразиться в более активной бордеризации и во всем том, к чему и раньше прибегала Россия для нагнетания ситуации в Грузии».
Впрочем, Заал Анджапаридзе не сомневается, что присоединение Грузии к санкциям в знак солидарности принесет дополнительные плюсы в отношениях с западными партнерами.