Accessibility links

Женевский прорыв, или Минное поле компромисса


В грузинском МИДе уточнили, что эта готовность ни в коей мере не снимает с повестки дня те принципиальные вопросы, которые на каждой встрече поднимает Грузия
В грузинском МИДе уточнили, что эта готовность ни в коей мере не снимает с повестки дня те принципиальные вопросы, которые на каждой встрече поднимает Грузия

Предметом острых дискуссий остается предстоящая женевская встреча. МИД Грузии подтвердил слова замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина о том, что на ней участники дискуссии, возможно, примут совместное соглашение «О неприменении силы». Ранее такую возможность правительство «Грузинской мечты» категорически опровергало.

Мало кто припомнит в Тбилиси, чтобы за почти десятилетнее существование женевского формата перед очередной встречей разгорались такие политические страсти. Сначала оппоненты власти пришли в ярость из-за письма премьер-министра Георгия Квирикашвили к властям РФ с предложением «разорвать заколдованный круг» в отношениях двух государств и даже изменить женевский формат для мирного разрешения конфликта.

Но не успели утихнуть страсти, как масла в огонь подлил замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин. Накануне он сообщил газете «Коммерсантъ», что, возможно, участники процесса примут декларацию «О неприменении силы». И там же российский дипломат добавил, что это никак не коснется статуса самопровозглашенных республик Абхазия и Южная Осетия.

Женевский прорыв, или Минное поле компромисса
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:25 0:00
Скачать

Глава грузинской делегации на женевских встречах и замминистра иностранных дел Давид Дондуа уточнил, что эта готовность ни в коей мере не снимает с повестки дня те принципиальные вопросы, которые на каждой встрече поднимает Грузия: о безусловном возвращении беженцев и о выполнении Россией договора Медведева-Саркози о прекращении огня.

О самой декларации он сказал следующее: «Это будет политическое заявление всех участников. Главной положительной стороной этого заявления мы видим то, что это будет своеобразным предусловием для начала действенных дискуссий о выполнении договора о прекращения огня. Но это не означает, что в ответ на односторонние обязательства Грузии о неприменении силы ответственность о неприменении силы против Грузии не должна принять Россия. И еще у этого политического заявления нет никакой связи со статусом Абхазии и Цхинвальского региона».

Но старания второго дипломата Грузии внести ясность оказались тщетными.

«Грузия вступает в очень опасную игру с Россией», – заключили в партии бывшей власти «Нацдвижение». Один из лидеров партии, министр иностранных дел в 2008 г. Григол Вашадзе комментарий грузинского МИД счел «нервным», а в готовности Грузии прийти к символическому соглашению с Россией и представителями де-факто республик увидел заминированное поле опасностей:

«Еще одна мина, заложенная в декларации, – возможное упоминание в каком-то виде Абхазии и так называемой Южной Осетии. Это означает, что мы допустили изменение женевского формата. Изменится статус представителей оккупационного режима, которые сейчас участвуют в формате только в качестве частных лиц. И что самое плохое – мы согласились на то, что у них появятся признаки международно-правовых субъектов».

Этот вопрос подняли депутаты от «Нацдвижения» на сегодняшней парламентской сессии и до женевских встреч потребовали явки в парламент для объяснений министра иностранных дел Грузии Михаила Джанелидзе. Свое недовольство планами правительства выразили и в «Европейской Грузии».

Критику оппонентов в стане «мечтателей» назвали безответственной и необоснованной. О чем идет речь, еще раз разъяснил с парламентской трибуны лидер большинства Арчил Талаквадзе:

«Мы рассматриваем это (принятие совместной декларации) как возможность применения международных механизмов безопасности в оккупированных регионах, чтобы РФ вывела свои войска, и чтобы взяла ответственность о неприменении силы. Ничего, кроме этого, не рассматривается, не обсуждается».

Многие наблюдатели с пониманием отнеслись к попыткам грузинских властей, но все же опасаются этой декларации, говорит представитель НПО «Атлантический совет Грузии» Георгий Мучаидзе. Он напоминает, что Россия только и делает, что нарушает соглашения – как устные, так и официальные:

«К сожалению, у грузинской стороны нет четкой дальновидной внешнеполитической стратегии. Санкционный «список Отхозория-Татунашвили» ставит целью давление на РФ и предотвращение грубых нарушений прав граждан Грузии. В то же время Грузия делает шаг, который на самом деле ничем не может улучшить положение граждан Грузии в оккупированных регионах, но дает возможность России позиционировать себя на международной арене в позитивном ключе».

Очередной, 43-й раунд женевских дискуссий состоится 27-28 марта.

XS
SM
MD
LG