Сегодня утром в собственной квартире была тяжело ранена Додо Гугешашвили, одна из лидеров «Мхедриони», вооруженного формирования 90-х годов прошлого века. Убит ее 33-летний сын. Что известно на данном этапе о нападении и с какими событиями связано имя бывшей участницы «Мхедриони», принимавшей участие в гражданской войне и вооруженных конфликтах Грузии?
Состояние раненной Додо Гугешашвили после операции стабильно тяжелое. Но у нее есть шансы выжить, говорят доктора. Ее 33-летный сын Нодар Гугешашвили в результате огнестрельного ранения скончался на месте. «Семья знала убийцу», – предполагают в МВД. Дело возбуждено по статье «умышленное убийство».
Для Гугешашвили, бывшей в числе лидеров вооруженного формирования девяностых годов прошлого века «Мхедриони», запрещенного в Грузии с 1995 года, это не первое ранение. Она воевала в Абхазии и в Южной Осетии, даже успела в 2014-м уехать добровольцем защищать территориальную целостность Украины в Донбассе. Но ее бывшие соратники исключают, что нападение связано с ее прошлым. Последнее время Додо Гугешашвили занималась вопросами ветеранов, основала ассоциацию «Патриоты».
За полчаса до нападения она встречалась с представителями Госслужбы по делам ветеранов, говорит представитель ведомства Малхаз Топурия:
«По ее поведению нельзя было заключить, что она чувствует какую-то опасность. Обсудили какие-то детали. Потом расстались. Узнав о нападении, сразу приехали в клинику, смогли с ней поговорить перед операцией. Она была в сознании и спросила, как ее сын. Мы не смогли сказать ей, что ее единственный сын мертв, и вообще не могли ее ни о чем спрашивать».
Имя Гугешашвили обрело скандальную славу с момента создания «Мхедриони». Ее называли правой рукой Джабы Иоселиани, организатора формирования, вспоминает журналист Давид Мчедлидзе:
«Она озвучивала позицию «Мхедриони», была единственной женщиной в нем, к тому же на фоне остальных «мхедрионовцев» – множества так называемых авторитетов, выглядела более респектабельно. Брала своим бесстрашием, напористостью и активностью».
Ее имя связывают с карательными операциями против так называемых звиадистов, когда после свержения первого президента Звиада Гамсахурдиа войска Тенгиза Китовани и члены «Мхедриони» начали гонения на его сторонников в Самегрело. Сама Додо Гугешашвили всегда отрицала этот факт. Вместе с Джабой Иоселиани она также была осуждена за организацию теракта против президента Шеварднадзе в августе 1995 года. Ей вынесли приговор – тюремное заключение сроком на 10 лет, но после пяти лет нахождения в тюрьме Шеварднадзе помиловал ее вместе с остальными членами «Мхедриони».
Несколько попыток Гугешашвили вернуться в политику оказались тщетными. Последняя такая попытка была в 2014-м, когда в Грузию вернулся бывший министр обороны Тенгиз Китовани. Но не нашедший поддержки среди населения и напоровшийся на ярую критику правозащитников, Китовани вскоре ретировался и уехал из Грузии.
С тех пор Додо Гугешашвили о своих политических амбициях не заявляла, но часто давала интервью грузинским СМИ, в которых настаивала на том, что руководствовалась только патриотическими чувствами, защищала родину и что из-за нескольких человек имя «Мхедриони» было дискредитировано.